Добрый день! Хотел бы узнать о происхождении фамилий моих предков — Сертаковы и Куйлаковы. Сертаковы происходят из Тамбовской губернии, село Бахарево. Судя по архивам, фамилия в том районе распространённая. Русские, хотя подозреваю, что фамилия не славянская. Другие мои предки, Куйлаковы, карелы, происходят из сёл Плоское, Никулино, Лазарево Вышневолоцкого уезда Тверской губернии.
С уважением, Дегтярёв А. П. (г. Москва).
СЕРТАКОВ
Фамилия Сертаков — русская и образована от прозвища Сертак, которое восходит к известному в русских диалектах глаголу «сертать», «сёртать», имевшему несколько значений. Например, в западных великорусских говорах, как указал в своём словаре В. И. Даль (к сожалению, без уточнения, в каких именно), этот глагол употреблялся в значении «ходить, шляться взад-вперёд без дела», а в северных диалектах (в тверских, олонецких, вологодских) он употреблялся в значениях «переступать с ноги на ногу от долгого стояния, переминаться» и «ждать».
Любопытно, что уже в первой половине XX века география фамилии Сертаков была очень широка, но чаще всего фамилия встречалась среди жителей Тамбовской, Воронежской и Вологодской областей (области указаны в порядке убывания частотности). При этом старинные грамоты также упоминают семейное прозвание Сертаков в разных регионах: в 1578 году — Никита Ермолин сын Сертаков, в Новосельском стане Переславского уезда (речь о Переславле-Залесском, ныне являющемся районным центром Ярославской области); в 1610-м — Микитка Сертаков, ржевский помещик. А уже в начале XVIII века семейное прозвание Сертаковы встречается и на Тамбовщине. Так, в переписных книгах первой ревизии (1719 год) упомянут Алексей Сертаков, станичный казак в селе Кузьмина Гать (село расположено в 40 км к северу от с. Бахарево). Остальные 186 дворов в Кузьминой Гати в тот период также принадлежали станичным казакам. Село было основано в 1648 году при строительстве Козловско-Тамбовского участка Белгородской засечной черты (линии оборонительных укреплений на южной границе Русского царства). Неудивительно, что основную часть его населения составляли казаки и члены их семей. Вообще же для охраны границы приглашались охочие люди из разных земель, поэтому на Тамбовщину фамилия Сертаков могла быть принесена выходцами и из западных, и из северных уездов.
КУЙЛАКОВ
Карельская фамилия Куйлаков также образована от прозвища родоначальника. Прозвище Куйлак связано с бытовавшим в говорах тверских карелов прилагательным kuilakka — «бойкий, юркий». Собственно, фамилия и встречается только среди жителей или выходцев из тверских земель.
Добрый день. Расскажите, пожалуйста, в вашем разделе «Из истории фамилий» о фамилии Радыгины. Радыгин — это моя фамилия по отцу. Я родился и вырос в Ижевске, отец из Можгин-ского района Удмуртии, русский. Судя по Википедии, встречается четыре написания фамилии: Радыгины, Родыгины, Родигины и Радигины. Но, скорее всего, это одна и та же фамилия.
М. Радыгин.
РАДЫГИН
Действительно, отчасти эти фамилии являются просто разными вариантами записи одного и того же семейного прозвания. Например, имя Родыга в акающих говорах, в которых безударная гласная «о» произносится как «а», превращалось в Радыга. В чередовании «ы» и «и» в суффиксах фамилий Радыгин — Радигин или Родыгин — Родигин тоже, вероятно, есть некоторая закономерность, но она не очевидна. Во всяком случае ареалы фамилий Родигин и Радигин сложно отобразить на карте: обе они, несмотря на редкость, встречаются во многих областях европейской части России. Такова же и география значительно более распространённых фамилий Радыгин и Родыгин.
Однако это не какой-то уникальный случай. Подобные пары существуют и у других фамилий, образованных от крестильных или мирских имён, имевших схожие разговорные формы. Например, у многочисленных Ковригиных есть более редкие «однофамильцы» Коврыгины, которые, несмотря на редкость фамилии, также проживают в разных областях европейской части России (следует помнить, что юридически это совершенно разные фамилии, поэтому слово «однофамильцы» мы употребляем здесь условно). Довольно широка география и совсем редких фамилий Петригин и Петрыгин.
Но имена Радига/Радыга и Родига/Родыга могли иметь и разные источники. Например, мужское имя Радыга могло быть уменьшительной формой древнерусских двухсоставных имён Радислав/Радослав («радеющий о славе» и «радующийся славе») и Радимир/Радомир («радеющий о мире» и «радующийся миру»). Имя Радыга, как и любое из перечисленных далее однокоренных ему мужских имён Рад, Радко, Радейка, Радик и т. д., могло быть и самостоятельным именем, которое толковалось как «радость; радующий» или «помощь, опора; помогающий».
В свою очередь, Родыга — одна из разговорных форм канонических крестильных имён: Родион (именины 17 января, 2 апреля и 23 ноября) и Иродион (17 января, 21 апреля, 16 июля, 11 октября и 23 ноября). Имя Иродион переводят с греческого языка как «герой, богатырь», а о происхождении имени Родион у учёных существуют два предположения. Одни связывают его с греческим названием цветка розы, другие полагают, что оно восходит к названию жителей греческого города Родоса и одноимённого острова в Эгейском море, на котором этот город расположен.
Уважаемая редакция журнала!
Будьте любезны, попросите ваших специалистов-лингвистов рассмотреть фамилию знаменитого человека С. И. Мамaнтова. Ведь его истинная, настоящая фамилия звучит и пишется именно так! И никак иначе! Посудите сами: Иванов — сын Ивана, Сидоров — сын Сидора, Лукин — сын Луки… МамОнтов — сын мохнатого слона? Или всё-таки Мамaнтов — сын Мамaнта? Ведь Мамaнт — такое же библейское имя, как и многие другие! Только редкое и забытое. Среди библейских имён встречаются и редчайшие, и просто теперь, для нас, смешные! Например, только в одной деревне Архангельской области живут Агафапyдовы (от библейского имени Агафапуд). В Архангельской области есть деревня Пaпинская (от фамилии Пaпин, которая, в свою очередь, от библейского имени Пaпа; аналогично Никитинская-Никитин-Никита).
Мне возражали, мол, существует много русских «звериных» фамилий: Волков, Бобров, например. Но ведь Волк и Бобёр в давние-предавние времена тоже были личными именами! И посудите сами — в то время, когда некоего пращура Саввы Ивановича нарекли якобы МамОнтом, о существовании шерстистых слонов наука ещё вовсе не знала!
Кто-то когда-то не от большого ума исковеркал фамилию, и затем историки и искусствоведы постоянно повторяют эту ошибку. И ведь не докажешь им — просто не слушают! Не задумываясь, считают это чушью! По большому счёту, любые ошибки необходимо исправлять, сколь бы древними они ни были. И эту, полагаю, тоже. Тем более, что С. И. Мамантов сделал огромное благодеяние для Архангельской области — был идейным вдохновителем, благотворителем и устроителем Северной железной дороги.
А как, кстати, относятся к своей исковерканной фамилии родственники этого знаменитого человека? Знают ли они смысл своей фамилии?
И ещё. Ваши специалисты-лингвисты каждый раз приводят примеры исторического бытования той или иной фамилии. Будьте любезны, попросите их заодно привести примеры бытования фамилий Птеродактилев и Саблезуботигров.
С почтением, Шаповалова (г. Архангельск).
Совсем не филолог — инженер.
МАМАНТОВ/МАМОНТОВ
Ваше письмо содержит три утверждения. О каждом и поговорим.
Фамилия купеческого рода Мамонтовых была образована от крестильного имени Мамант. Действительно, у генеалогов, занимавшихся изучением родословной этого семейства, данный факт не вызывает сомнений. Первым из рода Мамонтовых был Кондратий Мамонтов, упомянутый в 1716 году как приказчик одного из дворян, имевшего поместье близ калужского города Мосальска. Вторая часть его именования (Мамонтов) была отчеством от крестильного имени отца, а сыновья Кондратия именовались по отчеству отца Кондратьевыми. Лишь в середине XVIII века, когда внуки Кондратия получили от своего помещика вольную, они обзавелись и официальной фамилией, выбрав в качестве неё так называемое дедичество. Дедичеством называли прозвание, образованное от имени или прозвища деда, поэтому правильнее было бы сказать — прадедичество, но такие тонкости не принципиальны. Наверняка и сами Мамонтовы не задумывались о том, как правильнее называть их семейное прозвание. Выбор же пал на отчество их деда Кондратия, вероятнее всего, просто потому, что именно Кондратий был первым из их крестьянского рода, кто достиг такого социального статуса, что достоверные сведения о нём сохранились в документах и в памяти потомков и земляков. Думается, сам Савва Иванович и его ныне здравствующие потомки были бы сильно удивлены предложению изменить фамилию.
Другая проблема: необходимо ли исправить написание фамилии представителей этого рода в соответствии с тем, какова каноническая форма записи имени Мамант? А вот это делать вовсе не обязательно. Многие семьи изменяли написание своих старинных фамилий в соответствии с литературной нормой: Збруевы становились Сбруевыми, Калашниковы — Калачниковыми и т. д. Но это было вызвано не какой-то необходимостью, а их личным желанием. Фамилии, как и другие имена собст-венные, живут по своим правилам. Поэтому чаще всего они сохраняют исконные формы, которые им присвоили предки. Например, наряду с Огурцовыми в России и сегодня живут Агурцовы: написание их фамилии сохранило характерное для юго-западных русских говоров «аканье». По тем же причинам наряду с Остаповыми есть Астаповы. Среди тех и других много достойных людей, и если бы, исходя из ваших рассуждений, мы стали требовать, чтобы им обязательно «исправили» фамилию в соответствии со святцами, тогда всем с такими фамилиями пришлось бы записаться Евстафьевыми или даже Евстафиевыми. Просто потому, что Остап и Астап — народные формы канонического крестильного имени Евстафий. Кстати, и Ивановы, которых вы упомянули, или Яновы должны были бы стать Иоанновыми. Потому что Иван и Ян — народные формы канонического крестильного имени Иоанн. Между тем написание многих имён в деловых документах к началу XVIII века ещё не устоялось. Например, в тех же калужских грамотах в 1728 году упомянуты: «Похом тритцати пяти лет и Мамонт дватцати двух, Клеменовы дети», братья «Егор дватцати семи, Мамонт дватцати трех, Данила дватцати». В этом же документе сохранился пример того, как имя одного и того же человека могло быть по-разному записано в соседних предложениях: «Мамант тритцати семи. У Мамонта дети: Фома дватцати, Степан адиннатцати, Филат трех». Поэтому официальное написание фамилии у разных семей в ту пору тоже могло зависеть от случая.
И, наконец, о мамонтах. Могло ли название мохнатого мамонта стать основой мирского имени, от которого впоследствии была образована фамилия Мамонтов? На самом деле, это вполне могло быть. Мирские имена, в качестве которых часто использовались названия окружавших наших предков реальных или мифических зверей, птиц и прочих представителей животного мира, широко употреблялись на Руси до конца XVII века. Между тем название загадочного мамонта (отметим, что у учёных до сих пор нет общепризнанной версии происхождения самого слова «мамонт», и даже в XIX веке его писали по-разному, например, мамант, маммонт, мамут) появилось в русском языке значительно раньше. Свидетельством этому как раз послужат старинные документы родной вам Архангелогородчины. Например, в грамоте 1578 года сообщается, что Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь (он и сегодня существует на берегу озера Большое Михайловское, расположенного примерно в 120 км к югу от Архангельска) закупил «четверы четки да пятые мамантова кость да пятьдесят четок усовых».
Нет ничего удивительного в том, что на Русском Севере делали чётки из китового уса и из бивней ископаемых мамонтов. Поморы издревле занимались китобойным промыслом, а в вечной мерзлоте Северной Сибири даже сегодня ежегодно находят большое количество бивней мамонтов. Делали это и в старину, поэтому такие бивни были здесь почти обычной частью рыбацкого «улова». Так, в грамоте 1609 года идёт речь о том, что у некоего Васки (Василия) имеется «сем тысечь четыреста язей сухих, пять пудъ икры…» и «рогъ мамантов». Несомненно, наши предки, жившие в XVII веке, имели о внешности мамонтов очень смутное представление, как и об их сохранившихся родственниках — слонах: первый мамонт был найден в низовьях реки Лена лишь в XVIII веке и его не возили по городам и сёлам. Тем не менее те, кто видел его бивни, догадывались, насколько это загадочное животное было огромным, поэтому могли использовать его название в качестве мирского имени или прозвища, например, очень крупного мужчины. Птеродактилей же и саблезубых тигров открыли и дали им названия лишь в XIX веке, но и после этого не случилось повального увлечения русских крестьян палеонтологией. Поэтому фамилии Птеродактилев и Саблезуботигров просто не успели возникнуть. А произойди это веке в пятнадцатом, возможно, всё было бы иначе.