Бластофаг — пожиратель бластов

Кандидат биологических наук Борис Рубцов

Противоопухолевый препарат бластофаг появился в России очень давно, но по ряду причин не вошёл в клиническую практику. О том, как всё было, создатель препарата Юрий Фёдорович Продан рассказал в докладе, сделанном в ноябре 1960 года в 1-м Ленинградском медицинском институте. Стенограмму этого доклада автор нижеследующей статьи положил в её основу, дополнив своей гипотезой о механизме действия препарата.

От любительских фотографий до клинических испытаний

История бластофага начинается в 1910 году, когда его создателю, уроженцу города Кобеляки Полтавской губернии Юрию Фёдоровичу Продану (1896—1970) было всего четырнадцать лет. Учась в гимназии, Юрий страстно увлекался фотографией и пытался найти способ изготовления прозрачной клеящей основы для фоточувствительного слоя фотопластин, которые он делал кустарным способом. В качестве такой основы он пытался использовать клейстер, который, к сожалению, при высыхании терял прозрачность и потому не годился. Но однажды на его экспериментальные фотопластинки случайно попала пыльца растения, которая принесла на себе споры какого-то микроорганизма. На питательном клейстере споры проросли, и развившийся из них микроорганизм сделал фотопластинки прозрачными, чего Юрий и добивался. С помощью увеличительного стекла он определил, что пыльца принадлежит чистотелу, а споры на ней — микроскопическому грибку. Чтобы всегда была возможность изготовить фотопластинки, Юрий приготовил крепкий отвар чистотела и внёс в него цветки чистотела, содержащие пыльцу со спорами этого грибка. В отваре началось брожение. Получившийся после этого раствор делал фотопластинки прозрачными в любой момент, когда это требовалось.

Во время обучения в Саратовском медицинском университете (в то время — Императорский Николаевский университет) Юрий Продан получил задание написать курсовую работу о различиях между опухолевыми и нормальными клетками организма. В научной литературе тех лет бытовало мнение, что опухолевые клетки своими свойствами похожи на клетки растений. Дальнейшее развитие науки показало, что это представление ошибочно. Тем не менее именно оно позволило Юрию Продану предположить, что его грибок, хорошо растущий на растительной среде, будет расти и на животных опухолевых клетках, коль скоро они — якобы — имеют свойства растительных...