Пептид морской анемоны поможет лечить диабет

Татьяна Зимина

Профилактике и лечению сахарного диабета уделяют много внимания, но препараты, предназначенные для поддержания хорошего самочувствия больных, далеко не всегда эффективны и нередко приводят к побочным явлениям.

Для лечения начальных стадий диабета перспективны ингибиторы α-амилазы — вещества, подавляющие её образование. Фермент α-амилаза, вырабатываемый поджелудочной железой, расщепляет молекулы полисахаридов и вызывает повышение уровня глюкозы в крови. Ингибирование α-амилазы даёт возможность регулировать поступление глюкозы в кровь. Лекарства с подобным действием существуют, но оказывают довольно слабый эффект и не очень-то избирательны. Поиск более сильных подобных препаратов ведут среди природных пептидов.

Ранее сотрудники Тихоокеанского института биоорганической химии им. Г. Б. Елякова ДВО РАН (ТИБОХ) в яде морской анемоны Heteractis magnifica обнаружили пептидный ингибитор α-амилазы млекопитающих — магнификамид. Совместно с коллегами из Дальневосточного федерального университета они его выделили и расшифровали аминокислотную последовательность пептида. Чтобы оценить лекарственный потенциал магнификамида, исследователи получили его генно-инженерный аналог. Ингибирующее действие искусственного аналога пептида на α-амилазу, проверенное на ферменте свиньи, значительно превосходило действие двух широко применяемых лекарственных средств.

Теперь биологи ТИБОХ и Института биоорганической химии им. академиков М. М. Шемякина и Ю. А. Овчинникова РАН изучили, как генно-инженерный аналог магнификамида связывается с α-амилазой человека, и испытали его действие на мышах с искусственно вызванным диабетом. Эксперименты на животных подтвердили, что у соединения есть терапевтический потенциал: пептид эффективно замедлял переваривание крахмала и предотвращал повышение уровня глюкозы в крови. При этом токсического действия на испытуемых мышей он не оказывал.

В ТИБОХ предположили, что ингибиторы α-амилаз могут быть в яде и других представителей отряда Actiniaria, продолжили поиск и обнаружили большое разнообразие подобных соединений в разных видах морских анемон.

Результаты исследования опубликованы в журналах «Доклады Академии наук», «Biomedicines» и «Biomedicine & Pharmacotherapy».

По информации пресс-службы ТИБОХ ДВО РАН.