- Господин президент, Венгрия находится накануне вступления в Европейский союз. Как, по вашему мнению, повлияет это событие на развитие венгерской науки?
- Наступивший XXI век характеризуется еще большим сближением промышленности с наукой. Появляются новые наукоемкие технологии, которые быстро внедряются в практику. Перед бывшими социалистическими странами, в том числе перед Венгрией и Россией, стоит общая задача - как можно скорее модернизировать экономику, довести промышленные технологии до современного уровня, чтобы стать равноценными партнерами стран Европейского союза. К сожалению, в Венгрии на научно-технические разработки сейчас выделяется мало бюджетных средств, существенно меньше, чем в среднем по странам Европейского союза, где этот показатель составляет около 2%. Поэтому мы разрабатываем закон об инновационных фондах, которые будут создаваться за счет средств промышленных предприятий. Научные учреждения получат средства из этих фондов, в том числе и в результате открытого конкурса.
- Сколько научных сотрудников сейчас в Венгрии?
- Научной деятельностью занимаются приблизительно четыре человека на каждую тысячу работающих. В развитых странах доля научных работников составляет в среднем 11 человек на тысячу. Но что интересно, в таких странах, как Ирландия и Финляндия, относительное число занятых в научной отрасли тоже невелико, однако, как мы хорошо знаем, эти страны успешно развиваются. То есть дело не только в количестве, но и в хорошей организации исследований.
- Какие научные направления, на ваш взгляд, наиболее перспективны?
- В Венгрии давно существует сильная научная школа в медицине и фармацевтике. Сейчас университетские исследования в этих областях поддержаны нашими крупными фармацевтическими предприятиями, прежде всего компанией "Гедеон Рихтер". Кроме того, мы собираемся стимулировать развитие генной инженерии, нанотехнологий, информационных технологий. В 35 километрах от Будапешта есть небольшой город Жамбек, который мы планируем превратить в венгерскую "Силиконовую долину". При поддержке государства там будут созданы инновационный центр, технопарк и образовательный комплекс. Несколько крупных западных компаний уже дали свое согласие на участие в этом проекте. Мы рассчитываем, что затраты оправдают себя достаточно быстро, как, например, это произошло в Кембриджском комплексе в Великобритании, в создание которого было вложено 150 миллионов фунтов стерлингов, и эти средства окупились за четыре года. Кстати, работать в научном центре под Будапештом будут не только венгерские специалисты, но и ученые из соседних стран.
- Есть ли совместные научные проекты у Венгрии с Россией?
- Сотрудничество идет, хотя и не в таком объеме, как двадцать лет назад. Во время встречи с президентом Российской академии наук Ю. С. Осиповым мы обсуждали вопрос о развитии научных связей. Сейчас у нас есть совместные проекты в области медицины и сельского хозяйства.
- Вы довольны тем, как проходит форум?
- Очень доволен. Приехали около 400 участников из 80 стран, среди которых известные ученые, политики, журналисты, представители ЮНЕСКО, Совета Европы, директора крупных промышленных компаний.
- Столица Венгрии уже во второй раз за последние четыре года принимает ученых и политиков из разных стран мира - мы знаем, что в 1999 году в Будапеште состоялась Всемирная конференция по науке, организованная ЮНЕСКО. Вы намерены продолжать эту традицию?
- Да, после успеха конференции 1999 года и огромного интереса, который вызвал проходящий сейчас Всемирный научный форум, мы выступили с инициативой через два года вновь собраться здесь, в Будапеште, чтобы обсудить наиболее важные проблемы взаимоотношений науки и общества. Это предложение поддержали президент и правительство Венгерской Республики и многие международные организации. Мы надеемся, что теперь встречи ученых, политиков, деятелей культуры и журналистов будут проходить в Будапеште на регулярной основе, подобно экономическим форумам в Давосе.
От редакции журнала "Наука и жизнь" вопросы задавала Е. ЛОЗОВСКАЯ.
См. в номере на ту же тему