Руки надо мыть почаще. Это знают все. Но, например, опрос, проведенный в чистой и аккуратной Англии, показал, что менее половины английских матерей моют руки, сменив малышу пеленки или памперсы, и только треть подходят к рукомойнику после посещения туалета.
Что же говорить о развивающихся странах, где иногда и мыло в дефиците, и чистой воды нет, и высокая влажность в сочетании с жарой способствует размножению микробов. Там после туалета моют руки лишь 15-20 процентов жителей. По оценкам специалистов, ежегодно от инфекционных расстройств кишечника в мире гибнет около полутора миллионов детей. Между тем исследование, проведенное в Лондонской высшей школе гигиены и тропической медицины, показало, что своевременным мытьем рук можно уменьшить число случаев дизентерии и родственных ей болезней на 43 процента.
Более того, опыты, проведенные в США, доказали, что и главную причину гибели младенцев - заболевания дыхательного тракта (расстройства кишечника - на втором месте) можно сократить на 45 процентов, если мыть руки хотя бы пять раз в день. Ведь простуженный человек часто прикасается к носу, кашляет и чихает в ладонь, а потом общается с детьми.
Сейчас при участии Всемирного банка в Гане и в индийском штате Керала Всемирная организация здравоохранения проводит кампанию по пропаганде мытья рук. Надеясь на увеличение продажи своей продукции, в ней участвуют крупные производители мыла. Подсчитано даже, что продажа мыла в этих районах в результате может увеличиться на 40 процентов.
Предварительная "разведка" выявила некоторые особенности потребления мыла в развивающихся странах. Так, жители Ганы предпочитают жидкое мыло. Они охотнее моют руки перед едой, если мыло не обладает выраженным запахом. Дело в том, что в Гане принято есть в основном руками, и парфюмерные запахи не должны перебивать запах пищи. Предпочитается мелкая фасовка - кусочки мыла должны быть размером с большую конфету. Во-первых, многие не могут себе позволить покупать большие куски мыла; во-вторых, во многих семьях принято, чтобы каждый член семьи имел свой собственный кусочек мыла.
Если программы, проводимые в Гане и Индии, окажутся успешными, аналогичные акции будут проведены в Китае, Непале, Перу, Сенегале, некоторых странах Центральной Азии. Но, судя по английской статистике, пропагандировать любовь к мылу надо и во многих других странах.
В материалах рубрики использованы статьи и сообщения следующих изданий: "New Scientist" (Англия), "VDI-Nachrichten" (Германия), "Popular Science", "Scientific American" (США), "La Recherche", "Science et Vie" и "Sciences et Avenir" (Франция), а также сообщения агентств печати и информация из Интернета.