Время Скорпиона. Весеннее небо

Кандидат физико-математических наук Алексей Понятов

Скорпион (на латыни Scorpius, сокращение: Sco) — среднее по размеру, но не по звёздному составу созвездие южного полушария неба, описанное в каталоге звёздного неба астронома II века Клавдия Птолемея «Альмагест». По площади Скорпион занимает 33-е место среди 88 современных созвездий, но в нём больше всего звёзд со звёздной величиной выше 3m — их одиннадцать, причём семь входят в первую сотню самых ярких звёзд на ночном небе. А по числу звёзд, видимых невооружённым глазом (100 звёзд ярче 6m), оно делит 12—17-е места с такими примечательными созвездиями как Андромеда и Пегас, хотя главная звезда созвездия, Антарес (α Sco, 0,9m), всего лишь 15-я по яркости.

Созвездие Скорпион. Показаны звёзды до 6,5m и другие объекты до 14m. Имена указаны для звёзд с видимой величиной выше 5,5m.

Самые яркие звёзды созвездия выстроились в цепочку характерной формы, составляющую астеризм Хвост Скорпиона. Чаще в сего в него включают звёзды α, τ, ε, μ, ζ, η, θ, ι, κ, λ и υ, иногда к ним добавляют δ и γ. Современным людям цепочка напоминает крючок, отсюда и альтернативные названия — Рыболовный крючок и Крюк грузчика. Пара близких звёзд λ и υ образует астеризм Кошачьи глаза.

На территории России созвездие частично видно в центральных районах. Так, на широте Москвы (56°) Антарес поднимается над горизонтом до 8°. Но большую часть созвездия можно наблюдать примерно с широты 50° (на градус южнее Саратова). Полностью Скорпион формально виден на самом юге страны, но звёзды ζ, η, θ даже там не поднимутся над горизонтом более чем на несколько градусов. Наилучшие условия для наблюдений наступают в мае—июне.

Антарес в переводе с греческого — «соперник Ареса», так в Древней Греции называли бога войны, переименованного римлянами в Марса. Антарес, как и Марс, имеет красноватый цвет. Более древние месопотамцы, а вслед за ними и арабы, называли его Сердцем Скорпиона. Многие древнеегипетские храмы ориентированы по направлению на эту звезду...