№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Жизнь по 102-й горизонтали

Кандидат биологических наук Андрей Кузнецов. Беседу ведёт Наталия Лескова

Заповедник — обычно нетронутый уголок дикой природы, где стремятся сохранить ландшафт, флору и фауну такими, какими они были до прихода человека. Сегодня речь о заповеднике, где всё ровно наоборот. Были вырублены леса, затоплена огромная территория, всё изменилось до неузнаваемости и... некоторым редким видам это пришлось по вкусу.

Рассказывает кандидат биологических наук Андрей КУЗНЕЦОВ, ведущий научный сотрудник Дарвинского государственного природного биосферного заповедника, зоолог, орнитолог.

Беседу ведёт Наталия Лескова.


Фото Андрея Кузнецова.

— Андрей Вячеславович, почему заповедник, где вы работаете, называется «Дарвинский»?

— Это сложный вопрос. Отцы-основатели так назвали. Прямых указаний, почему и откуда, — нет. У них была идея, что здесь будут происходить изменения природы. Ведь главная задача заповедника, сформулированная на этапе его создания: как будет влиять на тот момент самый большой в мире искусственный водоём на все элементы природного комплекса? Что будет происходить с водными, наземными экосистемами? Такая, видимо, тогда была мысль, в 1940-е годы, что природа будет изменяться, пойдут эволюционные процессы. Хотя на самом деле это сукцессионные процессы — процессы изменения экосистем под влиянием их нарушения, в данном случае из-за затопления ложа водохранилища.

Почему название именно «Дарвинский» — тоже загадка. Есть Дарвиновский музей, и это соответствует правилам русского языка, а у нас — против правил. Потому что образование прилагательных от имён собственных иностранного происхождения должно производиться с использованием суффикса -ов. У меня когда-то было очень хорошее пособие для школьных учителей 1950—1960-х годов, там рекомендовалось учителям делать «Дарвинские площадки» — перекопанный участок земли, предельно нарушенный, где потом преподаватель вместе с учениками отслеживают, что происходит: как появляются сначала сорные травы, потом — луговые, потом — кустарники, деревья. Как будто бы идёт процесс эволюции. Но это, конечно, не эволюция, это как раз те самые сукцессионные изменения...

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее