Вильгельм Гауф (1802-1827) - немецкий писатель. Большую известность получил роман из истории Германии XVI века "Лихтенштейн", многие лирические стихотворения В. Гауфа стали народными песнями. Наибольшей популярностью в России пользовались его сказки.
- ...тогда я вызову своего верного джинна и скажу ему: "Возьми этого негодяя и заточи его в самый маленький кувшинчик, пусть он вечно мучается от тесноты, наложи на него самое страшное заклятие, чтобы никто не мог открыть этот кувшин во веки веков". Джинн взмахнет руками и произнесет:
Машалами, мушалами,
Лезь сюда скорей,
Машалами, мушалами,
Говорить не смей,
Машалами, мушалами,
Вечно здесь тебе сидеть,
Машалами, мушалами,
Солнца никогда не видеть.
И тогда он узнает, что значит делать другим людям плохо, и во веки веков никогда не будет прощен...
Мальчик плотнее зажмурил глаза, чтобы слезы не текли так сильно, но не выдержал и снова всхлипнул.
- Не плачь, мой Вилли, ты должен быть сильным в память о папе, ведь ты теперь единственный мужчина в доме и будешь меня защищать.
- Д-да, мамочка, - опять всхлипнул мальчик, - а вот если бы у меня был джинн, я бы ему сказал, чтобы он заколдовал этого злодея...
Постепенно воодушевляясь, Вильгельм рассказывал маме о том наказании, которое он придумал, чтобы отплатить за смерть отца.
В глубине души фрау Гауф была полностью согласна с сыном. Вот уже месяц прошел со дня смерти главы дома, а они оба никак не могут успокоиться и никогда не забудут его. Как хорошо они жили до этого в родном герцогстве Вюртембергском! Господин Гауф работал чиновником в министерстве, и в доме был относительный достаток. Отец и мать любили своего милого выдумщика и проказника Вильгельма. Отец часто пускался с ним в маленькие путешествия по живописным окрестностям города Штуттгарта. Мама читала на ночь самые интересные книги, какие можно было только купить в книжных лавках. Особенно мальчик любил восточные сказки и "Детские и семейные сказки" братьев Гримм. Родители радовались его увлечениям и мечтали увидеть его в будущем известным ученым или писателем. Но теперь счастливое детство Вильгельма кончилось.
Госпожа Гауф понимала, что с этих пор придется считать каждый пфенниг. Скорее всего, ей даже не удастся сохранить те деньги, которые они откладывали на учение сына, и она не сможет послать его в хороший университет.
Вилли пока не думал о будущем. Дома он был послушным и верным помощником. А вот на улице - "гроза садов и огородов", самый большой проказник. Мальчишки послушно следовали за ним и поддерживали его во всех начинаниях.
#2#Время шло. Вильгельм Гауф окончил гимназию в Тюбингене и был вынужден поступить в богословскую семинарию. Не стоит думать, что такое серьезное заведение изменило его характер.
За остроумие, выдумку и смелость местные студенты избрали его своим главой. Какие только легенды не ходят до сих пор в окрестностях Тюбингена о похождениях доблестных школяров! Об их драках... хм-м, прошу прощения, - о "боях", о перевешивании вывесок, о том, как они выкрасили статую святого Георгия в цвет своей корпорации...
Но сам "факелоносец Вилли" тратил время не только на подобные выходки, он писал стихи, повести, романы и даже мемуары. К тому времени, как он закончил семинарию и временно устроился домашним учителем в одну дворянскую семью, серьезные критики уже считали его талантливым автором.
Почти четыре года он занимается с детьми, а в свободное время пишет и путешествует по Европе.
Однажды его воспитанница, маленькая Луиза, увидела на улице мальчика-калеку и целый вечер передразнивала, вспоминая его смешные ужимки. Вильгельм смотрел на это, смотрел, а вечером рассказал ей одну историю, поразившую девочку в самое сердце. На следующее утро она специально пошла на ту же улицу, где видела несчастного ребенка, и отдала ему пирожок, который сохранила от своего завтрака.
Как вы думаете, что это была за история? Ну конечно же "Карлик Hoc"... (А может быть, и "Маленький Мук"). С этих пор каждый вечер дети требовали новую сказку.
- Господин Гауф, - сказал однажды глава семьи, - а что за сказки вы рассказываете детям? Они все время говорят о них.
- Я сам их сочиняю.
- Дайте-ка и мне почитать их, пожалуйста.
Теперь уже вся семья не могла оторваться от волшебных историй. Даже взрослые просили частенько рассказать что-нибудь новенькое.
Первый том, который вышел из печати, Гауф подарил своим маленьким друзьям...
Рисунок Л. Федоровой.