НЕЗАБЫВАЕМЫЕ ВСТРЕЧИ

академик С. Струмилин

    Перебирая в памяти годы и детали дорогих моему сердцу встреч с Владимиром Ильичем, я прежде всего выделяю славный 1903 год - год исторического Второго съезда нашей партии, в подготовке созыва которого мне посчастливилось участвовать и действовать под непосредственным руководством Ленина.

     Весна 1903 года. Франция, эмиграция, Париж. С Владимиром Ильичем я встречался по разным поводам и раньше. Но на этот раз дело шло о специальном напутствии Ильича нескольким товарищам, возвращающимся на родину для подготовки Второго съезда партии. Встреча состоялась в квартире одного из киевлян, куда Владимир Ильич обещал забежать часам к шести и действительно зашел ровно в шесть. Умело направляя беседу беглыми вопросами и меткими замечаниями, Ильич быстро разговорил оробевшую вначале аудиторию. Каждый из нас спешил поделиться с ним всеми своими опасениями и надеждами в связи с предстоящей работой по столь ответственному партийному поручению - проведению в нелегальных условиях непосредственно в царской России среди партийных товарищей, рабочих и крестьян важнейшей кампании по подготовке Второго съезда партии. Ильич ласково подбадривал слишком робких, остерегал бравирующих предстоящими опасностями. Изредка он прерывал наши излияния вопросом «А что Вы скажете (или сделаете), если Вам представится такой-то конкретный случай» - и незаметно экзаменовал нас мимоходом по тем или иным самонужнейшим вопросам программы и тактики партии, тут же без всякого подчеркивания выправляя замеченные ошибки. И таким образом за, какие-нибудь полтора-два часа Ильич не только совершенно незаметно заставил нас выложить перед ним всю свою подноготную, но, и успел попутно кое-кому из нас вправить мозги по ряду вопросов и притом самым безобидным образом.

     Если вы спросите, что произвело на меня самое сильное впечатление в общении с Ильичем, то я прямо скажу - ленинская мысль! Именно его мысль всегда выделялась и по глубине, и по широте охвата любого разбираемого им вопроса, а главное - по быстроте реакции и точности выражения, остроте восприятия жизни. Важнейшей чертой ленинской мысли является ее актуальность. Кое-кому и сегодня, по-моему, уместно было бы напомнить важное указание Ленина «учитывать живую жизнь, точные факты действительности, а не продолжать цепляться за теорию вчерашнего дня, которая, как всякая теория, в лучшем случае лишь намечает основное, общее, лишь приближается к охватыванию сложности жизни».

     Будучи глашатаем великой доктрины, сам Ленин никогда не был доктринером. Его идеалы рисовались ему не в виде абстрактных догматических схем и засушенных книжных теорий. Он видел их в действии, в процессе становления по всей окружающей нас реальной действительности.

     План электрификации России, известный под именем ГОЭЛРО, намечал повысить за 10 - 15 лет наличную мощность электростанций на 1750 тыс. квт, в 2,5 раза. И, конечно, такое достижение в области энергетики для перевооружения труда обещало грандиозные перспективы во всем народном хозяйстве. Но в тот момент в катастрофически разоренной стране они казались многим нереальными.

     План ГОЭЛРО был выполнен уже за 10 лет, а ныне мы выполняем по два таких плана ГОЭЛРО за один календарный год.

     Наша система планового управления народным хозяйством с первых же лет своего применения и впрямь радовала не слыханными еще дотоле достижениями.

     Ленинский план ГОЭЛРО стал первой ласточкой на заре нового мира, возвестившей о возможностях рационального преобразования всего мирового хозяйства. Уже первый шаг планирования с такими замыслами, как ленинский план электрификации, можно считать начальной датой мирового значения на этом пути.

     Ленин неоднократно предостерегал нас, плановиков, работавших по его прямым заданиям, от бюрократизации планов. Это полностью актуально и сегодня.

     С первых дней создания Госплана Владимир Ильич уделял огромное внимание текущим задачам планирования и конкретному их разрешению.

     Помню, что одним из первых поручений мне лично по работе в Госплане было составление первого в условиях нэпа продовольственного плана на 1921/22 год. Отмена крайне тяжелой для крестьян продразверстки обязывала резко снизить заменяющие ее нормы обложения продналогом. А жестокий неурожай в Поволжье требовал даже повышенного обложения урожая всех прочих районов страны. К тому же и урожайная статистика времен продразверстки, когда утайка кулаками сборов на десятки процентов искажала результаты любых плановых расчетов, была слишком ненадежной опорой в планировании. Целый ряд конкретных указаний Ильича позволил Госплану успешно разрешить эту задачу. Было заготовлено, включая закупки из урожая 1921 года, 400 миллионов пудов хлеба, то есть даже больше продразверстки 1920 года.

     Помню еще и такое задание Владимира Ильича, данное лично мне, как экономисту Госплана. Ленин поручил мне постоянное наблюдение за эффективностью денежной эмиссии в качестве бюджетного ресурса тогдашней экономики. Эмиссия в больших дозах с падающей валютой препятствовала решению задач хозрасчета и рационального планирования, но в условиях 1921/22 года без нее невозможно было сверстать бездефицитный бюджет. Со свойственной ему прозорливостью Владимир Ильич уже тогда предвидел и иные опасности эмиссионного хозяйства. И действительно, выполняя весьма ответственное поручение Ленина, я в начале 1923 года был вынужден сигнализировать Госплану о том, что песенка бюджетной эмиссии спета. Обесценивая растущие государственные доходы, падающая валюта уже к концу 1922 года привела к тому, что чистый «доход» от эмиссии за декабрь не превышал 9 миллионов товарных рублей. Это означало, что откладывать далее назревшую денежную реформу по бюджетным соображениям нет никаких разумных оснований.

     Ленин не раз говорил, что в книгах не написано, как нужно строить экономику социализма «Мы не претендуем на то, что Маркс или марксисты знают путь к социализму во всей конкретности. Это вздор. Мы знаем направление этого пути, мы знаем, какие классовые силы ведут по нему, а конкретно, практически это покажет лишь опыт миллионов, когда они возьмутся за дело» (ПСС, т. 34, стр. 116). Он на каждом шагу помогал нам, первым экономистам-плановикам и своим мудрым советом и конкретными каждому из нас заданиями и своей трогательной, о каждом, заботой.

     Мы располагаем сегодня замечательной сокровищницей ленинской мысли - Полным собранием сочинений Владимира Ильича. Кладезем ленинской мудрости являются и Ленинские сборники, выпускаемые Институтом марксизма-ленинизма. Не скрою от вас сейчас я с нетерпением ожидаю готовящийся к печати XXXVIII Ленинский сборник, на страницах которого будет помещено свыше 600 ранее не публиковавшихся документов Ильича.

     Мне посчастливилось быть современником Ленина, работать под руководством Владимира Ильича. С тех пор прошло полвека, но чем дальше в прошлое уходят от нас незабываемые дни первых лет революции, тем величественнее, ярче светлый образ этого гениального вождя пролетариата, глубочайшего мыслителя, величайшего революционера и, что особенно памятно, человека необычайно высоких душевных качеств.

     Ленин принадлежит всему миру, но прежде всего он наш.

     Это ему мы обязаны организацией революционной рабочей партии - нашей партии большевиков, партии нового типа, которая на развалинах царского деспотизма воздвигла здание первой в мире, наиболее свободолюбивой и самой последовательной советской демократии. Это он был создателем единственной в своем роде Красной Армии - армии освобожденных рабочих и крестьян, без которой были бы обречены на гибель все завоевания народа. Это по его плану впервые в истории построено социалистическое общество и по его предначертаниям мы строим коммунизм.

     Ленин был великим ясновидцем. Он не только на другой день после завершения первой мировой войны предвидел неизбежность новой разбойничьей военной агрессии на юную Советскую республику труда, но уже тогда предсказал великую победу, которой советский народ добился четверть века спустя в победоносной схватке с разрушительными силами фашизма. Поистине вещими явились слова Ленина, сказанные им в 1919 году, о том, что никогда не победят того народа, в котором рабочие и крестьяне в большинстве своем узнали, почувствовали и увидели, что они отстаивают свою, Советскую власть - власть трудящихся, что отстаивают то дело, победа которого им, и их детям обеспечит возможность пользоваться всеми благами культуры, всеми созданиями человеческого труда.

 

     Запись кандидата исторических наук

     Э. ПИСАРЕНКО.


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее