ТЕЛЕСКОП ЛОРДА РОССА

В материалах рубрики использованы статьи и сообщения следующих изданий: "New Scientist" (Англия), "Bild der Wissenschaft" и "VDI-Nachrichten" (Германия), "Popular Science" и "Science News" (США), "Зa m'interesse", "Ciel et Espace", "Science et Vie" и "Science et Vie Junior" (Франция).

В 1845 году богатый ирландский землевладелец и любитель астрономии лорд Росс, потратив огромную по тем временам сумму - 20 тысяч фунтов стерлингов, построил самый большой телескоп в мире. Это был рефлектор - зеркальный телескоп. Диаметр зеркала из сплава меди с оловом составлял 183 сантиметра, вес зеркала - 3 тонны, длина деревянной трубы - 16 метров. Для трубы использовали доски из прибалтийской сосны, импортированные из России. Чтобы навести трубу на объект, применялась сложная система тросов и блоков, которую обслуживали два человека.

Однако больших астрономических открытий на этом инструменте не сделали. Климат Ирландии мало годится для наблюдений: за год бывает всего 60-80 ясных ночей, преимущественно зимой. Поднимаясь к окуляру холодной ночью по довольно хлипкой деревянной лестнице, астроном мог свалиться и сломать себе шею. Трубу было очень сложно навести на объект, она в основном могла только подниматься и опускаться, а из стороны в сторону поворачивалась всего на 15 градусов. Это обстоятельство исключало возможность фотографирования, так как телескоп не мог следовать за объектом съемки во время необходимой длительной выдержки. Лорд Росс изучал и зарисовывал открытые незадолго до того туманности, еще не понимая, что это целые звездные миры - галактики. Правда, он записал, что некоторые из них "кажутся усеянными звездами". Одну из туманностей он назвал Крабовидной, и название сохранилось до наших дней. Лорд Росс первым увидел, что некоторые туманности имеют спиральную форму.

После смерти лорда в 1867 году наблюдения продолжил его сын, но он обычно предпочитал пользоваться более удобным в работе телескопом с зеркалом диаметром 91 сантиметр. Внук первого владельца телескопа не интересовался астрономией (он был инженером, изобрел паровую турбину), и гигант, остававшийся около 75 лет самым крупным телескопом в мире, постепенно под действием влажного ирландского климата пришел в упадок. Зеркало заржавело, кирпичные опорные стены стали разрушаться, труба рухнула. Наследием лорда Росса уже никто не интересовался, к тому же в южных районах Земли, где чаще можно видеть чистое ночное небо, строились новые, более крупные инструменты.

О гиганте вспомнили только в 70-х годах прошлого века и провели косметический ремонт. Наконец, в 1996 году теперешний владелец поместья решил восстановить огромный памятник науки. Ему удалось добиться субсидии от государства и от некоторых частных фондов.

Восстановить телескоп помогли старые чертежи и особенно фотографии, сделанные супругой лорда Росса (она была первой фотолюбительницей в Англии). Чертежи и снимки сохранились в архивах замка. Все же без осовременивания не обошлось: тяжелое старинное зеркало, полностью потускневшее, заменили более легким, из алюминиевого сплава. Система тросов и полиспастов осталась, но сейчас ее приводит в действие гидравлика.

Торжественное открытие восстановленного гиганта состоялось в сентябре 2001 года, но он все еще не вступил в строй полностью. Инициаторы восстановления говорят, что остались некоторые технические проблемы. Когда их преодолеют, туристы смогут заглянуть в окуляр телескопа, не использовавшегося почти сто лет - с 1908 года.