Потепление динозавров

Кирилл Стасевич

Какая температура тела была у динозавров? На первый взгляд, в этом вопросе нет никакого подвоха: динозавры относятся к рептилиям, а рептилии — холоднокровные животные. Впрочем, лучше говорить не холоднокровные, а эктотермные, то есть такие, чья температура зависит от температуры окружающей среды. Чтобы жить полной жизнью, им должно быть тепло вокруг, и неудивительно, что динозавров мы представляем себе разгуливавшими среди тропической растительности под ярким экваториальным солнцем.

Реконструкция внешнего вида велоцираптора, одного из тероподовых динозавров. Тероподовые бегали на двух ногах, были преимущественно хищными, по строению скелета относились к ящеротазовым динозаврам, многие имели перья; среди них были виды, которые могли освоить настоящую теплокровность. К тероподовым относятся динозавровые предки птиц и сами птицы. Знаменитые тираннозавры, в длину превышавшие 13 метров, тоже относились к тероподовым. Но не все из них были такими большими: например, велоцирапторы были размером с индюка — 1,5—2 метра в длину и массой около 20 кг. Иллюстрация: Fred Wierum/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0.

Однако ископаемые остатки динозавров находят и в высоких широтах. Каким бы тёплым земной климат в целом ни был, температурная разница между экватором и полярным кругом есть всегда. Динозавры явно не стремились жить только там, где температура была постоянной днём и ночью, зимой и летом. Кроме того, сейчас мы знаем, что птицы — это прямые потомки динозавров; и вообще многие исследователи прямо называют птиц выжившими динозаврами. А ведь птицы — существа теплокровные, точнее, эндотермные, температура тела у них более или менее постоянная и от окружающей среды не зависит.

Получается, что некоторые из динозавров как-то умели оставаться тёплыми, когда окружающая среда их не очень грела. Может быть, и теплокровность птиц возникла на каких-то ранних этапах эволюции, когда пернатых как таковых ещё не было, а были только их предки-динозавры?..