Икс таинственный, великий

Кандидат физико-математических наук Алексей Понятов

В предыдущей статье «Как икс стал неизвестным и к чему это привело», опубликованной в журнале «Наука и жизнь», в познавательно-развивающем разделе «Ума палата» (№ 4, 2024 г.), я поведал об истории появления неизвестных в математике и о том, почему буквы x, y, z стали их обозначать. Теперь — за пределами этого раздела — выйдем за пределы математики и посмотрим, как повёл себя икс в других областях науки, став постепенно символом неизвестного вообще.

Рентгеновский снимок кисти руки с обручальным кольцом, по всей видимости, это рука жены Рентгена. Известно, что учёный получил такой снимок 22 декабря 1895 года за несколько дней до первого сообщения «О новом виде лучей», которое было сделано 28 декабря на заседании Физико-медицинского общества. Источник: Wellcome Collection, V0029523/CC BY 4.0.

Широкое использование символов неизвестных в научных статьях вместо неопределённого или произвольного количества чего-либо началось в XIX веке. Этому способствовало развитие науки, сопровождавшееся возникновением научных журналов и, соответственно, возрастанием числа научных статей, которые запестрели выражениями «x грамм», «x метров», «x дней»... Отсюда совсем недалеко до подобного обозначения неизвестного фактора в каком-либо изучаемом процессе, и учёные этот шаг быстро сделали. За примером интересно обратиться к нашему выдающемуся хирургу Николаю Ивановичу Пирогову, который по жизни был очень далёк от математики, однако «икс» неоднократно использовал. Так, в 1881 году, рассуждая о происхождении жизни, он писал: «Пара ли готовых уже животных или одна бесформенная протоплазма вышли впервые на свет, — в обоих случаях остаётся икс: что заставило атомы вещества складываться в общеформенное существо, способное к самостоятельному бытию, к борьбе за существование, наследственности и произведению новых себе подобных или несходных с собою существ».

Обозначать что-либо открытое, но пока непонятное буквой «x»начал немецкий физик Вильгельм Рентген, который в 1895 году открыл новый вид излучения. Он занимался популярными тогда исследованиями тока в разреженном газе, находящемся в колбе катодной трубки, и неожиданно заметил, что при его протекании на соседнем столе начинает светиться бумага, пропитанная солью бария. Этот состав был способен светиться при облучении солнечным светом, но в тот момент был вечер, а в лаборатории после ухода ассистентов — темно. Рентген был скромным, осторожным и очень добросовестным человеком. Никому ничего не сказав, он больше месяца провёл в лаборатории, исследуя новые лучи, даже походную койку в ней поставил. Рентген обнаружил, что его лучи способны проникать сквозь препятствия, по-разному ослабляясь различными веществами, и засвечивать фотопластинку. Расположив руку между трубкой и фотопластинкой, он получил первую рентгенограмму — фотографию кисти руки. Однако природа лучей была по-прежнему непонятна, и Рентген назвал их просто X-лучами (икс-лучи, в англоязычной литературе X-ray). В 1901 году за это открытие он первым в истории получил Нобелевскую премию по физике...