НАКАНУНЕ ТРЕТЬЕГО СТОЛЕТИЯ

Академик А. П. Карпинский

           

...Вступая в третье столетие академической жизни, нужно определенно и остро поставить вопрос о дальнейшем развитии теоретических знаний. Без дальнейшего углубления и развития теории невозможен расцвет прикладной и практической науки. Казалось бы, какой интерес для практических нужд человечества представляет собой бесконечно отдаленное небо, изучение движения звезд и Солнца. Ведь все данные о жизни Земли, о ее размерах, искусстве мореплавания и управления кораблями были достигнуты только тогда, когда человечество накопило данные по астрономии. Этот путь от неба к Земле, этот путь, позволивший построить корабли, которые плывут не только по течению, как это было в древнейшие времена, убедительнее всего показывает, какие неожиданные результаты дает теоретическое знание.

     Сейчас наступает время развития физической химии. Эта область врастает во все науки и начинает оказывать свое влияние в таких областях знания, которые отделены друг от друга колоссальными расстояниями. И эта чисто теоретическая наука начинает также оказывать существенную помощь практическим знаниям. Я с гордостью должен отметить, что первым творцом физической химии был наш великий Ломоносов Он первый ввел в химическую лабораторию весы, первый опровергнул вредную и долго державшуюся теорию «флогистона», и был предвестником окончательной гибели средневековой фантастической алхимии. Такое же явление наблюдается во всех научных отраслях.

     Другое пожелание, которое продиктовано жизненной необходимостью и горячим желанием пользы для всего человечества, - это, чтобы третье столетие жизни Академии проходило под знаком тесного взаимного сотрудничества научных сил всех стран и народов.

     У нас есть собственная болезнь - прошлое наследие многих веков, об излечении которой нужно позаботиться прежде всего, - это массовая неграмотность. До тех пор, пока мы не обучим последнего неграмотного, ученые не могут спокойно проводить свою работу. Когда все будут грамотны, когда все до одного приобщатся к основам знания, откроются новые возможности для развития науки и для развития Академии.

     В общем, мое пожелание, чтобы русская наука еще более быстро, упорно и плодотворно продолжала то дело, которому она с честью и героически служила 200 лет.

     «Известия ЦИК», 5 сентября 1925 г.

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее