ЕДИНАЯ ТКАНЬ НАУКИ

Академик А. Н. Несмеянов, Президент АН СССР с 1951 по 1961 г.

Завершила свою работу и потонула в глубинах околосолнечного пространства межпланетная космическая станция. Уже разошелся тираж атласа с первыми фотографиями обратной стороны Луны, никогда не виданной прежде человечеством. Еще продолжает обращение вокруг Земли третий искусственный спутник.

Вступая в шестидесятые годы, мы стоим накануне великих межпланетных путешествий.

Плавает мощный атомный ледокол «Ленин», которому предстоит сыграть большую роль в освоении северных пространств, прилегающих к берегам Родины.

Огромный опыт наших полярных исследователей интенсивно и успешно используется в изучении последнего белого пятна земного шара Антарктиды.

Успешно ведется изучение атомного ядра. Один за другим вступают в строй новые советские центры атомной физики.

Работают быстродействующие электронные вычислительные машины и каждый год приносит все новые и все более быстродействующие образцы. Именно эти машины вычислили орбиты спутников и космических ракет. Они широко используются в расчетах атомных сооружений и приборов. Все большие области науки поддаются благодатному внедрению математики, все больший раздел наук переходит в разряд точных. Можно предвидеть бурное развитие этого процесса в предстоящее десятилетие и это должно быть учтено не только во все более широком производстве машин и организации вычислительных центров, но и во всемерном расширении математического образования, начиная со средней школы.

...Уже строятся новые заводы и целые города, которым предстоит высоко поднять производство химических продуктов и в особенности так называемых полимеров - материалов, раньше считавшихся заменителями, а ныне часто далеко превосходящих естественные материалы, которые они имитируют.

Необходимой составной частью пищи здорового человека (и животных), кроме белков, углеводов, жиров и минеральных солей, являются витамины. Уже в настоящее время по крайней мере часть витаминов получается чисто синтетическим путем, а другая часть извлекается из природных источников.

Настоящее время характеризуется тесным сближением и переплетением наук. Из одной науки в другую проникают методы, идеи, оплодотворяя ее. На гранях соприкосновения наук возникают все новые и новые «гибридные» науки, такие, как химическая физика, биофизика, биохимия, физико-химическая биология, геохимия и так далее.

Образуется единая «ткань» науки - процесс, диалектически связанный с продолжающейся специализацией и углублением сферы деятельности отдельного ученого.

«Известия», 1 января 1960 г.