ЭКРАНОЛЕТ ЭСКА-1

Ю. Макаров, главный инженер ЦЛСТ

Выравнивание температуры компонента в емкостях хранилища может происходить так центробежный насос перекачивает жидкость из одной точки емкости в другую; прокачка продолжается до тех пор, пока смонтированные в емкости температурные датчики не покажут равен

     Центральная лаборатория новых видов спасательной техники (ЦЛСТ) Центрального совета ОСВОДа РСФСР проводит исследования в области создания и применения экранолетов в спасательных целях. В лаборатории построено несколько типов экранолетов-амфибий. Некоторые технические решения выполнены на уровне изобретений и на них получены авторские свидетельства. Одна из построенных моделей - ЭСКА-1 экранолетный спасательный катер-амфибия (его фотография помещена на 1-й стр. обложки этого номера журнала).

     Пока еще экранолеты серийно не выпускаются ни в одной стране мира, но работы по их созданию ведутся уже на протяжении многих лет. Ученые, инженеры-конструкторы считают, что в ближайшие годы экранолет станет таким же распространенным видом транспорта, как суда на подводных крыльях.

     В основе принципа движения экранолета лежит явление, ставшее известным еще на заре развития авиации. Около пятидесяти лет назад был установлен странный факт при полете у самой поверхности земли крылья создавали гораздо большую подъемную силу, чем на остальных высотах.

     Описанное явление, получившее название «эффект влияния экрана», натолкнуло авиаконструкторов на мысль использовать его для создания аппаратов высокой грузоподъемности, летающих низко - над землей. Такие аппараты получили название экранолетов. (В журнале «Наука и жизнь» № 1, 1966 г. писалось об экранолетах и проблемах, стоящих перед конструкторами крылатых судов, рассказывалось о путях, которыми идут ученые разных стран в борьбе за экономичность, скорость и грузоподъемность новых машин.)

     У экранолета отличные технические данные. Он обладает скоростью самолета и экономичностью моторной лодки. При скорости до 50 километров в час экранолет передвигается по воде (как глиссер с воздушным винтом), или по снегу (как аэросани), при более высоких значениях скорости аппарат отрывается от земли (или водной поверхности) и летит над ней, словно самолет.

     Если у самолета нагрузка на единицу мощности в среднем 4 килограмма, то есть одна лошадиная сила поднимает 4 килограмма груза, то у экранолета одна лошадиная сила везет до 20 килограммов, то есть экранолет берет на борт впятеро больше груза, чем самолет того же веса, с тем же двигателем.

     Экранный эффект, как уже говорилось, проявляется только на малой высоте полета. Если расстояние до экрана составляет половину ширины крыла, то подъемная сила оказывается на 3 - 4 процента больше, чем при полете без экрана; при уменьшении расстояния от крыла до экрана до четверти ширины крыла, прирост подъемной силы составляет более 10 процентов. Поэтому аэродинамическое качество (отношение подъемной силы к силе лобового сопротивления), которое является, как бы коэффициентом полезного действия самолета, может достигать у экранолета 40, в то время, как у самолетов оно равно 8 - 12.

     Создание экранолета с большой нагрузкой на единицу мощности, обладающего хорошей устойчивостью и управляемостью, - дело довольно сложное, требующее всесторонних исследований и экспериментальной проверки.

     Созданная машина ЭСКА-1 передвигается по снегу и по воде, а в случае необходимости по болотам, через речные отмели и травянистые косы. Максимальная скорость полета - 120 километров в час. Размах крыла - 6,9 метра; длина аппарата - 7,5 метра. На экранолете установлен двигатель М-63 мощностью 30 лошадиных сил. Максимальный полетный вес амфибии 450 килограммов. Вес пустого аппарата 220 килограммов. При скорости больше 50 километров в час аппарат отрывается от воды.

     Наивыгоднейшая высота полета на экранном режиме - до 1 метра. Запаса топлива хватает на 2 часа полета.

     Управлять ЭСКА просто, для этого не требуется специальных навыков и сложных тренировок. На режиме экранного полета управлять им не сложнее, чем автомобилем. Применение на экранолете двигателя, хорошо освоенного промышленностью, упрощает эксплуатацию машины в самых отдаленных районах страны.

     Незначительный расход топлива, низкая стоимость аппарата, высокая скорость и большая грузоподъемность - вот основные эксплуатационные преимущества ЭСКА.

     Интерес, проявляемый спасательной службой к экранолетам, вполне понятен, ведь они вездеходы, легко и быстро переходят с суши на воду, значительно меньше, чем катера, зависят от волнений водной поверхности.

     По сравнению с традиционным спасательным катером у ЭСКА явные преимущества при одинаковой с ним стоимости мощность двигателя в три раза меньше.

     Труднопроходимая тундра и сыпучие песни для ЭСКА - ровная «асфальтированная» дорога в любом направлении. Поэтому, кроме спасательных целей, экранолет - это машина для связистов и полярников, геологов и строителей, для всех тех, кто сегодня осваивает богатства Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера, Целинного края.

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее