При поездках на расстояния в несколько сотен километров лучше всего воспользоваться железнодорожным транспортом. Но скорость движения по классическому рельсовому пути ограничена рубежом около 300 км/ч. Дело в том, что тяговое усилие на колесе при этой скорости становится равным сопротивле нию, и дальнейший разгон невозможен. Насущным остается создание транспортного средства со скоростями до 800 км/ч, которые доступны самолету. Правда, придется отказаться от привычных схем привода.
Наиболее перспективна система бесконтактного подвеса состава, использующая принцип парения, или левитации. Для этого между транспортным средством и путевой структурой создают воздушную или магнитную подушку. В качестве тягового средства в данном случае подошел бы линейный электродвигатель: у него статор выполнен в виде магнитопровода, вдоль которого под действием бегущего поля перемещается подвижная часть.
На начальном этапе инженеров больше привлекала идея воздушной подушки, как технически более простая. Однако первые же испытания выявили ряд недостатков, органически присущих такой системе. Во-первых, при высоких скоростях движения трудно обеспечить стабилизацию парения, особенно при боковом ветре. Во-вторых, устройства получались тяжелыми и, следовательно, требовали большой мощности. Наконец, работа сопел сопровождалась значительным шумом.
С учетом указанных факторов как у нас, так и за рубежом основное внимание было уделено разработке составов на магнитном подвесе. Дополнительным преимуществом таких поездов можно считать возможность электрического торможения, при котором часть энергии возвращается в электросеть.
В Советском Союзе работы в области скоростных поездов на подвесе начались еще в 1920-1930-х годах, а созданный А. Г. Иосафьяном линейный двигатель демонстрировался на Всемирной выставке в США в 1936 году. И в дальнейшем работы велись достаточно интенсивно. Об этом говорит хотя бы тот факт, что в работе Всесоюзной конференции в 1973 году приняли участие более 70 научных организаций.
К сожалению, с началом в России рыночных реформ масштабные проекты высокоскоростного наземного транспорта были свернуты. Тем не менее, как считает автор статьи, созданный научно-технический задел позволяет России сохранить передовые позиции в этой области.