№11 ноябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

"ЛЮБАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ ТРЕБУЕТ НАЛОГОВ"

Раздел ведет доктор экономических наук В. СТОРОЖЕНКО.

Так на одном из старинных рисунков изображено завоевание Ермаком Западной Сибири в 1581-1585 годах.
Сбор дани в Сибири.
Шарль Луи Монтескье - французский просветитель. Анализируя различные формы государства, утверждал, что законодательство зависит от вида правления.
Лицевой летописный свод. На гравюре изображен процесс солеварения, которое всегда облагалось большим налогом.

Спокойно спать хотят все. А платить налоги? Надо ли? Сегодня в Думе, в правительстве идут жаркие споры о налогах. А раньше, в давние времена? Откуда власть добывала средства?

Поначалу - в войнах, которые в древности велись чаще всего ради добычи. Захваченный город отдавали на разграбление победителям, те забирали имущество, уводили в плен побежденных, превращая их в рабов. Не одно тысячелетие военная добыча была важнейшей статьей доходов правителей, с течением времени обретавшей все более организованные формы. Побежденные в войнах стали ежегодно платить победителям дань, а за пленных - выкуп.

Как сообщает русская летопись "Повесть временных лет", в 907 году князь Олег на двух тысячах кораблей осадил Царьград (древнерусское название Константинополя, столицы Византийской империи). Олег потребовал от осажденных дани "по двенадцать гривен на человека, а было на каждом корабле по сорок мужей". С тех пор Константинополь откупался данью от Руси.

XII-XIII века, татаро-монгольское иго. Теперь Русь откупается, платит Орде непомерную дань - ясак. Вот как говорит о том времени русская народная песня:

...Брал он, млад
Щелкан,
С князей брал по сту
рублев,
С бояр по пятидесяти,
С крестьян по пяти
рублев;
У которого денег нет,
У того дитя возьмет,
У которого дитя нет,
У того жену возьмет,
У которого жены-то
нет,
Того самого головой
возьмет.

С появлением постоянного войска, судейской власти и других государственных органов военной добычи не стало хватать для покрытия расходов. Приходилось привлекать внутренние источники: сборы, оброки, подати, пошлины с населения. Соблазн увеличивать и разнообразить поборы с подданных у правителей был велик. Налоги стали главной заботой государств. Уже в Древнем Египте, в Шумере и других древних цивилизациях разработаны подробнейшие системы налогообложения. Особые контролеры учитывали доход с каждого очага, с каждой овцы, с каждого клочка пашни и определяли сумму налога.

Haлoг - oбязательный платеж, взимаемый с физических и юридических лиц для формирования Государственного (федерального), регионального и местного (муниципального) бюджетов. Налоги - основной источник финансовых ресурсов страны, используемых на содержание армии, государственного аппарата, социальную поддержку населения: на пенсии, образование, медицину...

В Римской империи среди двух сотен различных налогов и сборов взималась плата за бирку на ослов, верблюдов, существовали сборы за прикладывание печати на квитанции, на содержание именитых гостей, на воздвижение статуй, на золотой венок представителю высшей власти, на содержание бань и т.п.

Мытарей, откупщиков, сборщиков денег народ люто ненавидел и нередко расправлялся с ними. В одной средневековой хронике читаем: "Дабы Бертольд быстрее нашел свою смерть, его посылали в города королевства с поручением взыскивать налоги". Карл Маркс писал: "Когда французский крестьянин хочет представить себе черта, он представляет его в виде сборщика налогов". Власть же издавна стала обосновывать необходимость такого рода денежных сборов. Вот что говорил по этому поводу древнеримский философ и советник императора Октавиана Августа, Агриппа, живший в I веке до н.э.: "Откуда взять необходимые средства на содержание армии и на покрытие остальных государственных расходов? Я хотел бы подчеркнуть, что даже в том случае, если бы у нас была демократия, деньги для государственного бюджета все равно понадобились... Налогообложение вовсе не отличительная черта монархии. Любая форма правления требует взимания налогов". Эта аксиома государственного устройства понятна и нам.

Бюджет - документ, в котором записаны все доходы и расходы (обычно на год) государства, региона, города или предприятия.

Многие века во всех странах мира решался и до сих пор решается вопрос о величине налогов - о справедливом, обоснованном распределении доходов между гражданами и государством. Французский просветитель Шарль Луи Монтескье (1680-1755) заметил: "Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им". Об этом же - французский философ Поль Анри Гольбах (1723-1789): "Слишком большие налоги на предметы первой необходимости превращают большинство подданных в нарушителей законов, и государство совершенно лишается тех средств, на которые рассчитывала его жадность".

Как видим, здесь действуют противоположные тенденции. Власти стремятся к увеличению налогов, население - к уменьшению их. В зависимости от конкретных исторических условий доля, изымаемая на государственные нужды, изменяется в широких пределах. При этом устанавливается баланс интересов, обеспечивающих устойчивое существование общества. Так - в теории. А на практике вся история человечества изобилует драматическими событиями - восстаниями, бунтами, войнами, революциями, гибелью государств, сменой правительств… Причина таких катаклизмов - нарушение баланса интересов. В одних случаях государственная власть слабела и рушилась, обескровленная малым притоком налоговых поступлений, в других - общество, потеряв терпение из-за неумеренных поборов, восставало, силой уничтожая несправедливость.

Такое бывало во все времена. Вспомним, как погиб великий князь киевский Игорь. В "Повести временных лет" читаем, что пошел Игорь в 945 году с дружиной "к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошел он в свой град. Когда же шел он назад, поразмыслив, сказал своей дружине: "Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю еще". И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом: "Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его. Так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит". И послали к нему, говоря: "Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань". И не послушал их Игорь. И древляне, выйдя из города Искоростеня против Игоря, убили Игоря и дружину его..." (Искоростень - город в древлянской земле, находился недалеко от современного украинского городка Овруч.)

Княгиня Ольга жестоко отомстила древлянам за смерть мужа, но вынуждена была установить порядок во взимании дани: определила ее размеры, места и сроки сборов. Дань уплачивалась с каждого "дыма" - дома и "рала" - плуга.

*

Прошло более тысячи лет с тех событий. Я перелистываю Налоговый кодекс Российской Федерации, почти 400 страниц убористого текста. В нем 363 статьи, тысячи пунктов, в которых указано, за что, как, сколько и когда должны платить налоги физические и юридические лица.

Физическое лицо - человек, участвующий в экономической или какой-либо иной деятельности.

Юридическое лицо - предприятие, организация, учреждение, имеющее собственные средства, права и обязанности и зарегистрированное в Государственном реестре РФ.

Все записи Налогового кодекса должны неукоснительно соблюдаться. Это - закон. Какие налоги являются сегодня главными? Об этом - в следующий раз.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Беседы об экономике»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее