ПЕРВЫЕ АКАДЕМИЧЕСКИЕ

Р. Сомина

Дом Шафирова. Тут размещалась с 1725 по 1727 год Академия наук.
Кикины палаты, где помещалась первоначально Кунсткамера и Библиотека.
Здание Кунсткамеры, где с 1727 года хранятся ее коллекции.
Дворец царицы Прасковьи Федоровны, где с 1725 года находились первые академические лаборатории.

     Указ об основании Академии наук был подписан Петром 28 января 1724 года.

     В следующем году Академии наук были переданы два учреждения основанные еще в 1714 году Кунсткамера - первый естественнонаучный музей России и Библиотека. Начало Кунсткамере положили коллекции, купленные Петром во время заграничных поездок. Затем фонд пополнялся собиравшимися по всей России экспонатами, в том числе «раритетами», и «курьезитетами». Библиотека состояла из книг и рукописей, находившихся в Летнем дворце Петра. В дальнейшем в нее поступали собрания опальных вельмож. «По справедливости заставляет удивляться, - писал современник о Библиотеке и Кунсткамере, - каким образом такое громадное драгоценное собрание могло быть составлено здесь в столь короткое время»

     По замыслу Петра, центром Петербурга должен был стать Васильевский остров, а его стрелке полагалось быть самой парадной частью города. Именно здесь наряду с правительственными учреждениями, портовыми сооружениями и домами знати должны были располагаться и научные учреждения. «Не всуе среди сего царствующего града жилище наукам воздвигнуто, - писал впоследствии М. В. Ломоносов, но, чтобы управляющие гражданские дела из мест судебных, упражняющиеся в военном деле со стен Петровых. среди своих упражнений о науках помышляли и к ним бы любовию склонялись». Эти здания были готовы не сразу и первые годы своей деятельности академические учреждения провели не на Васильевском острове.

     В 1963 году благодаря шведскому историку архитектуры Б. X. Холльстрему стала известна хранящаяся в Стокгольмском королевском музее коллекция чертежей, которая воспроизводит облик зданий и улиц Петербурга первых сорока лет его существования. Вывез из России эту коллекцию Ф. В. Берхгольц, который жил в Петербурге в 1721 - 1725 годах в составе свиты герцога Голштинского и посещал Россию и в дальнейшем. Чертежи первых академических зданий из стокгольмской коллекции (за исключением опубликованного в № 4 за 1971 г. «Науке и жизни» изображения дома Шафирова) воспроизводятся в печати впервые.

     ПЕРВЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ГОРОДОК

     В 1725 - 1727 годах Академия наук размещалась в доме, построенном для одного из ближайших соратников Петра I - барона Шафирова. За участие в заговоре против Меншикова Шафиров был выслан, а имущество его конфисковано. В марте 1724 года последовал указ об отводе дома Шафирова «под жилье академическим чинам. такожде и для обучения студентов». Этот дом располагался на Петроградской стороне, на набережной Большой Невы, около знаменитого домика Петра. Дом был двухэтажным, с четырехскатной высокой крышей. Он был одним из лучших и характерных для архитектуры Петербурга петровского времени. Центральная его часть прорезана высокой проездной аркой. Стены поэтажно декорированы пилястрами. Кто его строил, неизвестно. Над внутренней отделкой работали лучший петербургский скульптор того времени К. Б. Растрелли и его юный сын В. В. Растрелли, впоследствии знаменитый строитель Зимнего дворца. Особенно славилась обитая малиновым турецким бархатом с золотым позументом и обильно декорированная скульптурой «большая сала», в которой 27 декабря 1725 года состоялось первое торжественное заседание Академии наук. В доме Шафирова профессора академии должны были жить и работать. В соседние с ним здания перевели канцелярию академии, гимназию и расселили академических служителей. Так вокруг дома Шафирова сформировался первый «академический городок»

     ПЕРВОЕ ДРЕВЛЕХРАНИЛИЩЕ АКАДЕМИИ

     «Вещи, которые привезены из Голландии, надлежащие в Куишткамору. положить для сохранения в описанном доме Александра Кикина у реки Невы с Московской стороны», - гласил указ, изданный Петром I в 1718 году. Незадолго перед этим за участие в заговоре царевича Алексея один из ближайших соратников Петра - Кикин был казнен. Дом, о котором идет речь, называли «Кикиными палатами», он стоял на пустыре вблизи Смольного двора. Строить здание начали в 1714 году, а в апреле 1718 года последовал указ о его срочной достройке.

     Как по внешнему виду, так и по внутреннему убранству это был дворец. Центр первого и второго этажей занимал большой двусветный зал. По его сторонам помещались 11 «коморок» - комнат, стены которых были обшиты шпалерами. Первый парадный этаж и большой зал были отданы под Кунсткамеру, которую открыли для всеобщего обозрения в 1719 году. Библиотека помещалась на втором этаже.

     Но уже в апреле 1726 года начался, а к августу 1727 года закончился перевод Кунсткамеры и Библиотеки на Васильевский остров, поскольку, как писал первый президент академии Л. Блюментрост, «весьма нужно, чтобы библиотеке быть при Академии, и, чтобы академикам книги и куриозныя вещи без замедления можно было доставать во время своих потреб»

     В 1733 году Кикины палаты приспособили для размещения полковой канцелярии, лазарета и церкви Конной гвардии. Большой зал был по проекту В. В. Растрелли перестроен под церковь и над средней частью палат возведена колокольня с куполом и крестом. В таком виде мы и видим Кикины палаты на рисунке.

     НОВОЕ ЗДАНИЕ КУНСТКАМЕРЫ И БИБЛИОТЕКИ

     Против Адмиралтейства на набережной Невы возвышается здание Кунсткамеры, оно сыграло большую роль в формировании архитектурного облика центра города. Два трехэтажных корпуса связаны воедино сложным по конфигурации центром здания с многоярусной башней. В восточном корпусе, с большим двусветным залом, после переезда в 1727 году разместилась академическая библиотека. В симметричном западном корпусе, с аналогичным залом,

     25 октября 1727 года состоялось в новом здании торжественное открытие Кунсткамеры. В первых двух этажах средней части располагался анатомический театр, в третьем этаже - знаменитый «Готторпский глобус», в башне - первая русская обсерватория.

     В 1747 году верхние этажи Кунсткамеры пострадали от пожара. «Прекрасное сие муз жилище к несказанной нашей крайней горести, печали и сокрушению нечаянным злоключением от грозного пожара приятный вид свой на плачевное позорище пременило, на которое мы едва без стенания и слез взирать можем», - писал по этому поводу М. В. Ломоносов. Здание было восстановлено (без вышки башни) по проекту С. И. Чевакинского в 1754 - 1758 годах.

     В 1947 - 1948 годах над башней Кунсткамеры была в соответствии с первоначальным проектом воздвигнута вышка.

     В настоящее время в залах Кунсткамеры экспонируются коллекции Музея этнографии и антропологии Академии наук СССР, в их числе - предметы из петровской Кунсткамеры. Башня занята мемориальным музеем М. В. Ломоносова, где хранится и восстановленный знаменитый глобус.

   ЗДАНИЕ ПЕРВЫХ АКАДЕМИЧЕСКИХ ЛАБОРАТОРИЙ

     В 1716 году на Стрелке Васильевского острова был отведен участок для дворца царицы Прасковьи Федоровны - вдовы царя Ивана, старшего брата Петра I. Предполагается, что строительство дворца было начато по проекту Г. Маттарнови. Прасковья Федоровна так и не переехала во дворец. К моменту ее смерти он еще не был отделан. Весной 1725 года дворец был передан Академии наук. Здесь разместились кабинеты и лаборатории ученых, академические мастерские, канцелярия, академическая гимназия.

     Дворец был одним из самых монументальных сооружений того времени. Но простоял он сто лет и в 1826 году дворец снесли, а на его месте выстроили здание, ныне занятое Зоологическим музеем Академии наук.

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее