№09 сентябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Наука в фантастике: эпизоды истории

Антон Первушин

Предыдущие очерки см. «Наука и жизнь» №№ 1, 2, 4, 5, 2024 г.

К. Ф. Юон «Новая планета». 1921 год. Из коллекции Государственной Третьяковской галереи, Москва. Источник: goskatalog.ru.

В начале ХХ века фантастика находилась в непрерывном поиске идей, сюжетов и тем для художественного осмысления. При этом серьёзное влияние на неё оказывали не только научные открытия и технические нововведения, но и новые философские концепции, связанные с революционным изменением мировосприятия. Одна из них выросла на убеждённости в существовании тесной связи между микрокосмом и макрокосмом, а также вере в неизбежность преобразования всей Вселенной в интересах человеческого разума.

Душа вселенной

Космизмом сегодня называют целый ряд философских, религиозных, художественных и футурологических течений. Космизм полифоничен и многогранен, поэтому его исследователи стремятся выделить общие признаки, ориентируясь на которые можно отнести того или иного мыслителя к космистам. По сути своей космизм — мировоззрение, основанное на стремлении занять «космическую» точку зрения при обсуждении масштабных задач, стоящих перед человечеством, научно-технических и социальных проектов, метафизических идей и религиозных идеалов.

Зачатки космизма можно найти в античной философии, буддизме, сочинениях Блаженного Августина, Джордано Бруно, Рене Декарта, Фрэнсиса Бэкона, Готфрида Лейбница, Иммануила Канта. Однако космизм в современном понимании появился всё же в XIX веке, когда взгляды образованных людей на Вселенную начали меняться кардинальным образом. Отказ от гелиоцентризма перевёл Солнце в разряд звезды — одной из неисчислимого множества звёзд, причём не самой выдающейся. Всё шло к отказу от антропоцентризма, то есть и человек вскоре должен был стать ничтожной частью Вселенной, одним из биологических видов. И, конечно, у мыслителей, воспитанных в религиозной традиции, возникал внутренний протест. Человек должен был занять новое место в реформируемой картине мира.

Вероятно, к числу первых известных учёных нового времени, кто использовал «космическую» точку зрения в своих работах, следует отнести знаменитого французского философа, социолога и утописта Шарля Фурье. В книге «Теория четырёх движений и всеобщих судеб» (Theorie des quatre mouvements et des destinees generales, 1808) он писал, что придуманная им концепция социального, животного, органического и материального развития справедлива не только для Земли, но и для других планет. Только следование ей позволит прийти к благоденствию всем сообществам разумных существ. Фурье утверждал, что человечеству суждено пребывать на Земле в течение восьмидесяти тысяч лет, после чего души людей соединятся с материей в других мирах, от общего благосостояния которых будет зависеть осуществление надежды на «вечное блаженство». Однако до того момента человечество, перейдя к «сосиетарному строю» (societaire), основанному на управлении страстями, благоустроит Землю, за счёт чего её климат значительно смягчится. Тогда же, согласно Фурье, человечество войдёт в сообщество космических цивилизаций, находящихся на более высокой ступени развития...