№01 январь 2025

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Растения против гигантских черепах

В материалах рубрики использованы сообщения следующих журналов: «The Conversation», «The Economist», «Nature Communication», «New Scientist», «Proceedings of the Royal Society B» (Великобритания), «Bild der Wissenschaft» (Германия), «Hakai Magazine» (Канада), «Atmospheric Environment» (Нидерланды) и «Science News» (США)

Остров Санта-Крус, входящий в архипелаг Галапагосских островов, знаменит гигантскими черепахами Chelonoides porter, пишет канадский научно-популярный журнал «Hakai Magazine». По оценкам зоологов, их здесь свыше 4600 особей. Такая рептилия может весить более 400 кг, а живёт она (во всяком случае, по наблюдениям в зоопарках) до 177 лет. Сейчас эти черепахи охраняются законом, но ещё в XIX веке их использовали как долгосрочный запас еды для моряков, держа в трюме, так как они способны месяцами ни есть, ни пить.

Тропическое дерево цедрела (Cedrela odorata) с прочной и ароматной древесиной давно завезено на Галапагосский архипелаг и применяется местными жителями как в строительстве, так и для изготовления сувениров. Фото: A. B. Tamayo/Wikimedia Commons/CC BY-SA 2.0.
Гигантская галапагосская черепаха. Фото: Mfield/Wikimedia Commons/CC BY-SA 3.0.
Черепаха движется к водопою. Фото: Patrick Moldowan/Hakai Magazine.

Но в наше время у черепахи нашёлся другой противник — растение цедрела душистая (Cedrela odorata), дерево, достигающее 30-метровой высоты, родственное красному и завезённое на Галапагосы в 1940-х годах как строительный материал и источник дров. Сейчас ароматная древесина используется местным населением ещё и для изготовления резных сувениров для туристов, приезжающих на острова посмотреть на черепах. Расселяясь, заросли цедрелы преграждают традиционные тропы черепах, по которым те собираются к местам водопоя, питания и размножения. Дополнительные преграды создаёт и другое растение, завезённое сравнительно недавно, в 1968 году, — Rubus niveus, малина майсорская, родина которой — Южная Азия (Афганистан, часть Индии, Непал, Шри-Ланка). Некий фермер решил тогда пополнить свой сад этим кустарником с вкусными ягодами. Но малина вырвалась за ограды и вместе с цедрелой образует непроходимые баррикады на черепашьих тропах. А в этих гигантских броненосных рептилиях заложен инстинкт передвижения по знакомым дорожкам, проложенным сотни лет назад. И страдают не только черепахи. Там, где разрослись цедрела и малина, видовое разнообразие местных растений падает на 17—42%, а неместных видов тут становится больше на 36—37%. Мало того, что два пришлых вида несъедобны для черепах, они ещё и вытесняют другие виды, идущие им в пищу.

Изучение маршрутов миграции с помощью приборов GPS, закреплённых на 25 черепахах (всего прослежено 140 их прогулок), показало, что только в восьми случаях черепахам удалось преодолеть заросли цедрелы. Чаще они даже не пытаются пробраться и вынуждены идти в обход. Нельзя не признать приспособительные возможности островных гигантов: они охотно останавливаются на своём пути, чтобы охладиться и попить у небольших прудов, заведённых местными фермерами. При этом, правда, могут ненароком повалить забор фермы. Так или иначе, инвазивное дерево с каждым годом расширяет свои владения, и вскоре черепахи могут совсем лишиться путей для перемещений по острову. Семена-летучки цедрелы разносятся ветром, растение из проросшего семени за несколько месяцев достигает двухметровой высоты и начинает размножаться семенами уже через два года.

Как признают специалисты-экологи, ситуация сложилась безвыходная.

Другие статьи из рубрики «О чем пишут научно- популярные журналы мира»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее