№01 январь 2025

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

ШТАБ МЕДИЦИНСКОЙ НАУКИ

Литературная запись Э. Горбуновой

     Около 400 научно-исследовательских центров работают у нас в стране над проблемами медицины - науки о здоровье человека. Объединяет 60-тысячную армию ученых, руководит их исследованиями Академия медицинских наук СССР.

     Предлагаем вниманию читателей статью президента академии, ведущего советского микробиолога, лауреата Государственной премии Владимира Дмитриевича Тимакова.

     Академик В. ТИМАКОВ, президент Академии медицинских наук СССР.

     250-летие Академии наук — юбилей ученых всех специальностей, в том числе и нас, медиков. С петровских времен академии предписывалось заниматься проблемами медицины. Первым президентом ее был лейб-медик Л. Л. Блюментрост. Многие выдающиеся ученые-медики работали в стенах академии. Славу не только медицине, но, и мировой науке принесли И. П. Павлов и Д. К. Заболотный, Л. А. Орбели, Н. А. Ухтомский, К. И. Скрябин, Е. Н. Павловский, Н. О. Стражеско, К. М. Быков, Н. Н. Бурденко и многие другие.

     Сейчас медики имеют собственный штаб науки — Академию медицинских наук СССР. Это понятно у нас свой объект исследований — человек. И свои задачи - познание биологических закономерностей жизнедеятельности человеческого организма, причин и механизмов возникновения недугов. Но медицина - часть биологии и она не может развиваться изолированно, не впитывая в себя успехи теоретических дисциплин и сама не стимулируя достижений теории. Поэтому формальное отделение от Академии наук (в 1944 г.) не прервало наших, ставших традицией, связей. Более того, они постоянно расширяются, равно, как и круг проблем, смыкающих интересы медиков и представителей естественных наук.

     Назову хотя бы такие, как познание природы рака, механизмов развития наследственных недугов, изучения взаимоотношений вирусов и человеческого организма. Эти сугубо медицинские проблемы, от решения которых зависит успех борьбы с опасными и, к сожалению, широко распространенными заболеваниями, одновременно и проблемы биологические. Ведь, что такое познать природу рака? Это значит посягнуть на саму тайну жизни, постичь суть развития нормальных клеток и тех условий, которые изменяют естественное, предопределенное природой течение этого развития, приводя к самым разным болезням, в том числе и к раку. Какие общебиологические закономерности движут этим процессом? Почему злокачественные опухоли поражают всех без исключения представителей живого мира? Эти вопросы, как, впрочем, и многие другие, представляют равный интерес и для теории и для практики. Успехи их решения обогащают, как медицину, так и биологию.

     Мы проводим совместные исследования с многими научными коллективами. Академии наук СССР с институтами молекулярной биологии, генетики, биологии развития, конечно, с институтами физиологии, которые всегда активно «работали» на медицину. В их стенах немало представителей медицинской науки. Это, например, академики П. К. Анохин, Б. В. Петровский, В. Н. Черниговский, Е. М. Крепе.

     В последние годы существенно расширились наши связи и со специалистами небиологического профиля — с физиками, химиками, математиками.

     Это тоже знамение времени, эпохи научно-технического прогресса, укрепившего союз наук. Благодаря ему буквально изменилось лицо медицины. Перед нами открылись новые перспективы в познании физиологических и патологических процессов, протекающих в организме человека, в выяснении механизмов действия на эти процессы факторов внешней среды, в создании многочисленных новых методов диагностики, терапии и профилактики заболеваний.

     Мы вооружены сегодня электронной оптикой, которая дала нам возможность по-новому представить строение клетки, рассмотреть внутриклеточные субмикроскопические образования, обнаружить внутренние связи и пространственную организацию таких органелл клетки, как митохондрии, рибосомы, хромосомы. Электронный микроскоп позволил увидеть вирусы. А ведь сравнительно недавно, каких-нибудь три-четыре десятилетия назад, вирус был гипотетическим «ничто». Изучая инфекционный процесс, мы утверждали, что он вызывается вирусом, если невидимый болезнетворный агент проходит через фильтры, задерживающие бактериальные клетки. Но, что это за агент, мы не знали. Сегодня мы имеем «портреты» сотен различных представителей мира вирусов, знаем, как они проникают в клетку, какие этапы развития проходят, почему приносят болезнь.

     Думаю, не погрешу против истины, если особенно высоко оценю создание внутриклеточных микро-электродов, принесших крупные успехи физиологии. Применение микроэлектродной техники в экспериментальных исследованиях позволило получить ценные сведения для создания теории происхождения биоэлектрических потенциалов. Эта теория необходима, чтобы понять природу и закономерности процессов, протекающих в центральной нервной системе.

    Новейшие достижения физики и развитие техники послужили основой для создания и применения таких ценных методик исследования, как ультрацентрифугирование, хроматография, фотометрия, изотопная индикация. С помощью этих методик прояснилась роль ферментных систем, уточнилось представление о внутриклеточной динамике процессов обмена веществ.

     Методы биомикроскопии сосудов, телевизионная микроскопия, различные виды микрофото и киносъемок позволяют нам изучать такую важнейшую проблему, как микроциркуляция. Биохимические и биофизические методики, последующая математическая обработка данных сотен и тысяч показателей помогают выяснять особенности процессов обмена веществ в норме и во время болезни.

     В эксперименте и клинической практике мы широко применяем сегодня чувствительные датчики, соединенные с миниатюрными радиопередающими устройствами, вживляемыми в организм или укрепленными на поверхности тела. То есть у нас появилась возможность изучать живой организм в естественных условиях.

     Словом, союз с различными науками, некогда далекими от медицины, позволил нам углубиться в интимную жизнь живого организма, принес новые представления, казалось бы, о давно изученных процессах.

     Сердце человека. Уже в прошлом веке думали, что о нем известно все, как оно устроено, как работает, почему заболевает? Но, когда благодаря современным методам молекулярной биологии мы перешли от изучения целостных органов к мельчайшим структурам, из которых они построены, к клеткам, к молекулам, оказалось, что многие нормальные и патологические явления имеют иную природу.

     Проблема проблем сердечно-сосудистых заболеваний - атеросклероз. Представления о механизмах его развития менялись не однажды. То «корень зла» видели в нарушениях жирового обмена, то в нервно-психических факторах. Сейчас стало ясно, что дело обстоит значительно сложнее. При атеросклерозе страдают белковые структуры, стенки сосудов, представляющие собой не провода, пропускающие кровь, а своего рода орган, где постоянно идут обменные процессы, образуется множество ферментов. И нарушение их синтеза - важнейшая причина возникновения заболевания. Изучив особенности обмена холестерина и липопротеидов - комплексов белка с жироподобными веществами, - советские ученые сформулировали положение о генетической, наследственной предрасположенности к развитию атеросклероза.

     Удалось установить также роль ускорения синтеза нуклеиновых кислот и белков в возникновении гипертрофии сердца, значение угнетения этого синтеза в развитии хронической сердечной недостаточности.

     Итогом фундаментальных научных изысканий стало создание новых и усовершенствование уже существовавших методов диагностики, лечения болезней сердца и сосудов.

     Вот лишь один пример — внедрение в повседневную практику работы советской службы охраны здоровья системы поэтапного лечения и реабилитации больных инфарктом миокарда. Эта система, явившаяся результатом комплексного изучения проблемы инфаркта, позволяет не только спасать ранее обреченных людей, — 86 процентов из перенесших инфаркт возвращаются к полноценной жизни, более 50 процентов в дальнейшем не нуждаются в изменении трудовой деятельности.

     Союз с естественными науками позволил нам, медикам, найти новый качественный подход к лечению ряда тяжелых заболеваний, вооружил нас новыми средствами воздействия на болезни.

     Я упомяну хотя бы такие лечебные мероприятия, как искусственный гемодиализ («искусственная почка»), искусственное дыхание, электрическая стимуляция сердечной деятельности. Примененные уже в тысячах и десятках тысяч случаев, они позволяют спасать больных от ранее неизбежной смерти. Методика искусственного кровообращения из физиологической лаборатории перешла в широкую клиническую практику, дала возможность проводить операции на «сухом» сердце.

     С развитием медицинской химии произошла революция в фармакотерапии. Полусинтетические и синтетические антибиотики, стероидные гормоны, психофармакологические средства, выделение чистых сердечных гликозидов, препараты молекулярного уровня управления функцией организма, новые группы противоаритмических средств, серия так называемых цитостатических препаратов, иммунодепрессанты — вот далеко не полный перечень новых видов лекарственного вооружения, которым располагает сегодняшний врач. Разительно изменилась и его техническая вооруженность.

     Нам на помощь сегодня все чаще приходят электронно-вычислительные системы. Например, успешно работают электронно-вычислительные машины, в считанные секунды помогающие поставить диагноз при врожденных и приобретенных пороках сердца, заболеваниях печени, желудка.

     Созданные основы «машинного» диагноза (медицинские и математические) оказались универсальными машину можно «научить» распознавать болезни крови, легких, центральной нервной системы.

     Опыт работы диагностических систем показал их высокую эффективность — машина ставит точный диагноз в 90-92 процентах случаев. Особенно ценна машинная диагностика при сложных врожденных пороках сердца, потому, что она учитывает большое количество так называемых малых симптомов.

     Кибернетические системы решают не только задачи собственно диагностики, но, и управляют процессом диагноза. Поясню это. Машина начинает с обработки информации, полученной при сравнительно простых видах исследования, и, только, когда данных недостаточно, указывает, в, каких более сложных исследованиях нуждается данный больной, чтобы восполнить недостающую информацию о его недуге. Это позволяет во многих случаях установить характер болезни без неприятных для больного процедур, таких, например, как зондирование, пункция полостей сердца.

    Машина «умеет» отличать одно заболевание от другого. Например, доброкачественные заболевания желудка от раковых. С помощью альтернативного метода проводится дифференциальная диагностика хронического аппендицита и заболеваний, клинически с ним сходных; решается прогноз исхода операций, пересадки кожи при ожогах. Такой прогноз позволяет в каждом отдельном случае выбрать индивидуальный метод лечения ожогового больного.

     Я считаю чрезвычайно важным направлением в области кибернетики создание электронного медицинского архива, где на перфокартах закодированы истории болезней. Такой архив может накапливать медицинский опыт не только одной клиники, не только одной страны, но даже нескольких государств, то есть стать основой для международного медицинского информационного центра.

     Электронные математические машины могут решать, в, какой хирургической операции нуждается данный больной, а также укажут наиболее эффективную тактику послеоперационного выхаживания.

     Нет сомнения, что вскоре в широкой практике появятся автоматические и полуавтоматические системы управления состоянием больного во время операций. Это будут «контролеры» работы аппаратов искусственного кровообращения, искусственной почки, наркозных устройств.

     Говоря о развитии советской медицины, мне хотелось бы остановиться еще на одной особенности - масштабах исследований. Мы стремимся гармонично развивать все направления медицинской науки, хотя, естественно, главное внимание концентрируем на проблемах, в решении которых наиболее заинтересовано практическое здравоохранение (это сердечно-сосудистые недуги, рак, инфекционные заболевания).

     75 медицинских проблем курирует академия. Работают над этими проблемами 278 научно-исследовательских институтов, кафедры 94 медицинских вузов. Они объединяют свыше 60 тысяч научных сотрудников и преподавателей. Причем если раньше, в дореволюционное время и в первые годы Советской власти, наука была сосредоточена лишь в крупных столичных центрах, - сегодня оригинальные исследования на современном уровне успешно осуществляются в самых различных районах страны. Так, значительные исследования по диагностике и лечению инфаркта миокарда, эпидемиологии ишемической болезни проводят кардиологи Литвы. Украина — крупный научный центр по офтальмологии, геронтологии, гигиене села. Актуальные исследования по созданию нового метода лечения злокачественных опухолей при помощи дозированных гипертермических воздействий проводят ученые Белоруссии. В Киргизии и Таджикистане разрабатываются проблемы адаптации человека в условиях высокогорья. В Узбекистане широко изучается проблема заболеваний щитовидной железы, в Казахстане — вопросы эпидемиологии бруцеллеза.

     Недавно мы создали филиал Академии медицинских наук в Сибири, сейчас обсуждаем возможность организации штаба медицинской науки республик Средней Азии.

     Создание новых научных центров-тоже знамение времени. Ведь медицинская наука, в развитии которой заинтересован каждый человек, переживает сейчас эпоху бурного прогресса.

     Сегодня мы можем говорить о многих ее успехах. И не только научных, но, и практических. Нам кажется естественным, что в стране нет тяжелых инфекционных заболеваний, таких, как оспа, трахома, чума, полиомиелит, уносивших некогда миллионы человеческих жертв. В десять раз снижается детская смертность, вдвое длиннее стал человеческий век. Это лишь несколько примеров достижений медицинской науки. И я не сомневаюсь, что медицина стоит на пороге поистине революционных открытий.

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее