На IV пленуме Всесоюзного общества «Знание», который состоялся в июле этого года в Москве, обсуждался вопрос о состоянии и мерах по улучшению пропаганды естественнонаучных и научно-технических знаний. С докладом выступил председатель Правления общества академик И. И. Артоболевский. Ниже мы печатаем фрагменты из его доклада.
Герой Социалистического Труда академик И. АРТОБОЛЕВСКИЙ, председатель Правления ордена Ленина Всесоюзного общества «Знание»
Стремительные темпы научно-технического прогресса выдвинули в число первоочередных задач создание постоянной и всеохватывающей системы повышения квалификации кадров. В первую очередь этим занимаются, конечно, органы государственного управления. Общество «Знание» также активно включилось в эту работу.
Широкую популярность среди трудящихся приобрели народные университеты естественнонаучных, медицинских, технико-экономических, научно-технических и сельскохозяйственных знаний. В настоящее время таких университетов насчитывается 10245 с числом слушателей около 2 миллионов человек.
Наряду с лекциями в народных университетах проводятся семинары, научно-теоретические конференции, практические занятия в лабораториях, организуются экскурсии на предприятия. Слушатели университетов пишут рефераты, защищают курсовые и дипломные работы. Практика народных университетов уже знает немало фактов, когда изучение той или иной темы подводило к новым техническим решениям, повышающим эффективность производственного процесса.
Заслуживает внимания, например, интересный опыт работы народных университетов технико-экономических знаний в Донецкой области. За последние пять лет курс обучения в них прошли более 100 тысяч рабочих и инженерно-технических работников. Шестнадцатый год работает народный университет при Донецком металлургическом заводе имени В. И. Ленина, на 11 факультетах которого занимаются около 600 инженеров и техников. В работе университета •принимают участие ученые Донецкого политехнического института, Научно-исследовательского института черной металлургии и Академии наук УССР.
Большой опыт работы имеется в народном университете инженер-ю-экономических знаний на шахте имени 50-летия Октябрьской революции Карагандинской области Казахской ССР. В 1973 году по рекомендации слушателей этого университета и с их активным участием было осуществлено свыше 20 рационализаторских предложений с условным экономическим эффектом более 300 тысяч рублей.
Свердловская областная организация общества «Знание» в целях повышения специальных знаний и переподготовки кадров уже много лет широко использует сеть общественных институтов и факультетов народных университетов, действующих на договорных с предприятиями началах.
Большое значение в деле воспитания трудящихся и в повышении уровня их специальных знаний имеют школы коммунистического труда. Организации общества активно участвуют в их деятельности проводят семинары руководителей и преподавателей, направляют лекторов для выступлений перед слушателями школ.
Правление Всесоюзного общества «Знание» издает библиотечку в помощь слушателям школ по вопросам экономики производства, диапозитивы и наглядные пособия.
Один из резервов роста производства и повышения его эффективности - внедрение опыта передовиков и новаторов производства.
Организации общества «Знание» применяют немало эффективных форм распространения передового опыта лекции новаторов и рационализаторов, общественные смотры-конкурсы их работ, «Дни новаторов», школы передовых методов труда, издание брошюр и плакатов.
Заслуживает внимания практическая деятельность секции пропаганды передового опыта Свердловской областной организации общества «Знание», возглавляемой Героем Социалистического Труда Л. Я. Мехонцевым. Члены секции занимаются пропагандой и распространением на предприятиях прогрессивной технологии, усовершенствованного высокопроизводительного инструмента, оборудования, приспособлений, технологической оснастки-и других новшеств. В 1973 году они провели более 7 тысяч выступлений.
Плодотворно работают секции новаторов Московской, Ленинградской, Харьковской, Куйбышевской, Донецкой, Одесской, Минской и других организаций общества «Знание»
Однако работа по распространению передового опыта еще недостаточна. В проведении ее нет определенной системы. А во многих организациях до сих пор даже не созданы секции новаторов производства. Надо добиваться, чтобы новаторы и рационализаторы выступали не только участниками выставок своих достижений, но, и активными лекторами, консультантами, чтобы их новшества быстро и широко внедрялись в производство.
Крупными центрами повышения квалификации специалистов стали Дома научно-технической пропаганды (ДНТП) - московский, ленинградский, киевский, челябинский и пензенский. Каждый из них проводит от 10 до 20 тысяч различных мероприятий в год, в которых принимает участие от 300 до 600 тысяч человек. ДНТП содействуют распространению и внедрению научно-технических достижений и передового опыта в производство, способствуют повышению квалификации и научно-технического уровня специалистов и рабочих, укрепляют творческое содружество работников науки и производства. Они оказывают также методическую помощь лекторам, выступающим на производственно-технические темы.
В ДНТП работают многочисленные семинары по актуальным научно-техническим проблемам, тематика которых весьма обширна, систематически проводится обмен опытом работы по внедрению новой техники и технологии, организуются выездные консультации ученых по заявкам предприятий. Ежегодно только ленинградский Дом научно-технической пропаганды проводит около тысячи таких консультаций, которые дают примерно 2 миллиона рублей экономии в год.
Ленинградский, московский и киевский Дома научно-технической пропаганды по заказам предприятий высылают ежегодно около 50 тысяч комплектов рабочих чертежей на новую технику, прогрессивную технологию и лучшие методы организации труда.
Деятельность ДНТП стала, бесспорно, высшей формой научно-технической пропаганды.
Участие общества «Знание» в повышении квалификации кадров - большое и важное дело. Надо не только распространять уже имеющийся опыт, но, и подумать об активном внедрении новых форм этой деятельности. Целесообразно, например, проводить подготовку кадров на основе договоров с предприятиями и объединениями, колхозами и совхозами, что позволило бы придать этой работе целенаправленный и конкретный характер, а также материально поощрять труд лекторов и преподавателей. Кстати, эта форма работы широко используется нашими братскими организациями в социалистических странах, например, в Польше.
Способствовать ускорению внедрения достижений науки в производство - одна из важнейших задач организаций общества.
Хорошо известно, что научные разработки чаще всего проходят путь от фундаментальной академической науки в науку отраслевую, от отраслевой науки - в проектно-конструкторские организации, а затем непосредственно в производство. Это предопределяет необходимость комплексного подхода, совместной работы академических институтов, вузов, отраслевых НИИ и КБ вместе с инженерно-техническими работниками промышленных и сельскохозяйственных предприятий при решении научно-технических проблем.
Именно в активизации такого содружества организации общества, объединяющие в своих рядах широкую научно-техническую общественность, могут сыграть немаловажную роль. Об этом, в частности, говорит опыт Московской, Новосибирской, Свердловской и некоторых других организаций.
Многое сделала, например, за последние годы для развития и укрепления творческого содружества науки и производства Новосибирская областная организация общества «Знание». Первичные организации институтов Сибирского отделения АН СССР, Сибирского отделения ВАСХНИЛ, Сибирского филиала АМН СССР, отраслевых научно-исследовательских, проектных и учебных институтов Новосибирска заключили с предприятиями промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и связи договора о содружестве и совместном участии в разработке актуальных производственных проблем и их внедрении на предприятиях.
На заводе «Сибсельмаш», который, кстати, имеет договора о содружестве с двадцатью академическими, отраслевыми, проектными и учебными институтами, разработаны и осуществляются в едином комплексе с планами разработки технических проблем и их внедрения в производство мероприятия по лекционному обеспечению технического, экономического и социального развития завода на пятилетку. Основное назначение этих мероприятий - подчинить всю лекционную пропаганду решению конкретных задач развития завода и внедрения в производство научных достижений. В реализации этих планов активное участие принимают ученые, руководители и ведущие специалисты завода.
Подобное планирование лекционной работы (а оно практикуется в Новосибирске и на ряде других заводов) значительно повышает ее эффективность, так, как позволяет объединить и координировать силы, и возможности ученых, специалистов, всех заинтересованных организаций, подчинить основное содержание лекций главным интересам производства, вести пропаганду регулярно, в определенной и четкой системе, с перспективой на будущее.
Активно ведут пропаганду научно-технических достижений на предприятиях ученые и лекторы Московского высшего технического училища имени Н. Э. Баумана, Всесоюзного научно-исследовательского технологического института приборостроения, Минского филиала научно-исследовательского института технологии автомобильной промышленности СССР, Башкирского государственного университета, Ивановского химико-технологического, Новокузнецкого металлургического и многих других институтов.
Расширяется и арсенал форм участия членов общества - ученых в развитии прямых связей науки с производством. Проводятся проблемные семинары для руководителей предприятий и инженерно-технических работников, читаются специальные циклы лекций и организуются консультации для разработчиков и конструкторов по новой технике, проводятся «Дни науки», «Дни технического прогресса», и другие.
Хороший опыт есть. И надо сделать так, чтобы он стал нормой работы во всех организациях общества.
Наше время характеризуется чрезвычайно быстрым ростом научной информации и числа научных работников. Увеличивающаяся дифференциация наук приводит к тому, что ученый зачастую все глубже погружается в свою область исследований и все дальше отрывается от смежных областей. Одновременно важнейшие научные открытия совершаются сейчас на стыках наук.
Такая ситуация в условиях научно-технической революции стимулирует все более широкий интерес научных работников к достижениям в «соседних» областях науки.
Перед обществом «Знание» встает важная задача популяризация науки среди самих научных работников. Цель ее - помочь молодому ученому оценить правильность избранного им в науке пути в общем бурном потоке развития той или иной отрасли знаний, сопоставить полученные результаты с достижениями в смежных направлениях, обогатить свой научный аппарат. Решить эту задачу можно при условии привлечения к пропагандистской работе ученых самых различных специальностей.
Одной из интересных и полезных форм пропаганды науки среди ученых и широких кругов интеллигенции стали «Беседы по актуальным проблемам науки и техники», инициатором которых был в 1963 году академик В. А. Кириллин. Эти беседы вызывают большой интерес у работников научно-исследовательских учреждений Москвы и других городов страны. За прошедшее время участниками бесед были более 400 членов Академии наук СССР, академий наук союзных республик, отраслевых академий, а также ведущие ученые из разных научных центров нашей страны. Десятки тысяч слушателей побывали на беседах, а многие миллионы рабочих, студентов, преподавателей вузов, специалистов различных профилей имели возможность смотреть передачи бесед или репортажи о них по Центральному телевидению. Живой интерес вызвали, например, беседы на темы «Современное математическое образование», «Топливно-энергетические ресурсы и научно-технический прогресс», «Человек и биосфера», «Наука и управление», и многие другие. Неоднократно крупные ученые - участники бесед выезжали в разные города страны.
Групповые выступления крупных ученых по актуальным проблемам науки и техники имеют ряд преимуществ перед обычной лекцией. Прежде всего это сконцентрированный, мощный по объему, хотя и небольшой по времени поток новейшей информации - «из первых рук». Передача опыта и воззрений крупных ученых дает пример активной творческой деятельности, высокой идейной убежденности, образцового лекторского и пропагандистского мастерства.
Наряду с «Беседами по актуальным проблемам науки и техники» большую пользу ученым и специалистам оказывают научные конференции, семинары и лектории, организуемые обществом «Знание». В Москве, например, успешно проведены семинары для ученых по проблемам управления, разработки и внедрения АСУ, а в Доме ученых двенадцатый год действует лекторий «Философские проблемы физики»
В Объединенном институте ядерных исследований в Дубне работает постоянно действующий лекторий «Наука на благо человечества», широкой популярностью пользуется цикл лекций «На переднем крае наук». Традиционным в институте стало проведение научно-технических конференций, которые посвящаются проблемам развития фундаментальных наук, философским проблемам естествознания.
В Киеве для научных сотрудников институтов физики, кибернетики, физической химии, полупроводников, ядерных исследований организован кустовой лекторий «Говорят ведущие ученые Украины». Для коллективов научных институтов Академии наук
Украинской ССР ежегодно читается свыше 1 500 лекций.
В речи перед избирателями Бауманского избирательного округа города Москвы Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л. И. Брежнев сказал - «Научно-технический прогресс партия рассматривает, как стержень всей своей экономической политики. Он должен проникать во все сферы производства, охватывая, как смелые научные открытия, так и сотни, и тысячи усовершенствований в технологии, новые механизмы, инструменты - все то, что сберегает и облегчает труд человека, делает его более производительным и интересным»
Все организации общества «Знание» должны своими, присущими им формами и методами работы всемерно содействовать прогрессу науки и техники в стране, внедрению его достижений в народное хозяйство, активно участвовать в выполнении величественных планов девятой пятилетки.
Надо принять все необходимые меры для повышения качества и эффективности пропаганды научно-технических и естественнонаучных знаний, ее роли в решении задач повышения производительности труда, внедрения новых машин, технологических процессов, дальнейшего роста профессионального мастерства тружеников города и села. Пропаганда достижений современной науки и техники должна содействовать разработке и быстрейшему внедрению в производство оборудования, отвечающего сегодняшнему научно-техническому уровню, более рациональному использованию материальных ресурсов, экономии сырья, топлива, электроэнергии, сокращению всякого рода потерь, улучшению качества выпускаемой продукции.
Неутомимой пропагандистской деятельностью общество «Знание» внесет свой весомый вклад в экономическое развитие нашей страны, в строительство коммунизма.