№01 январь 2025

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

ЕФИМ ЧЕРЕПАНОВ И ЕГО ПЕРВЫЕ ПАРОВЫЕ МАШИНЫ

В. ВИРГИНСКИЙ, профессор

Ефим Алексеевич Черепанов
Выйское механическое заведение Черепановых (чертеж 1851 г.).

В этом году исполняется 200 лет со дня рождения Ефима Алексеевича Черепанова, внесшего большой вклад в развитие новой техники в России в первой половине XIX века. В 1833 - 1834 годах вместе с сыном М. Е. Черепановым он построил на Нижне-Тагильских заводах первую в России рельсовую дорогу с паровой тягой. Это достижение, прославившее имена Черепановых, оказалось возможным лишь потому, что еще до этого они создали разнообразное усовершенствованное оборудование для Выйского завода.

     Здесь приводятся выдержки из заводской переписки и иных документов о первом периоде деятельности Е. А. Черепанова по созданию паровых машин. Характерен последний из приведенных документов. Механику, чьи огромные заслуги признаны официально, все же отказывают в золотой медали лишь потому, что он не купец, а «заводской служитель», да к тому же еще и крепостной. (Вольную Черепанов получил уже после.)

     Публикация подготовлена доктором исторических наук, профессором В. С. ВИРГИНСКИМ, автором первой полной научной биографии Черепановых, опирающейся на первоисточники.

     ЕФИМ ЧЕРЕПАНОВ И ЕГО ПЕР

     I. ТЕХНИЧЕСКИЕ НОВОВВЕДЕНИЯ НЕОБХОДИМЫ.

     Отрывок из донесения директора Нижне-Тагильских заводов М. Д. Данилова заводовладельцу Н. Н. Демидову от 30. V. 1814 г.

     «Ныне мы ее (разработку Медного рудника. - В. В.) усилили до степени невозможности, так, что обоего пола людей и малолетков обращается при работах до 370 чел. в сутки; руда идет добрая, но ни одна из шахт не позволяет уже себя углублять по причине великого множества открывшейся воды, которую силы человеческие не могут превозмогать, откачивая день и ночь, а потому и поспешаем сколь возможно сборкою конной машины» (ЦГАДА, ф. 1267, оп. 3, д. 218, л. 76)'.

     Из предписания Н. Н. Демидова М. Д. Данилову от 12. VI. 1814 г.

     «Пожалуйста, подумайте вы о могущих быть удобностях и выгодах от постройки паровой машины. Я спрашивал Александра Любимова1 2, в состоянии ли он сделать, - он берется, и, кажется, придав ему хороших мастеров, знающих каждый свое де-до, то вы до устройства оной дойти можете. Черепанов3 поможет и другие плотинные (последняя фраза вписана между строк. - В. В.). Теперь же Черепанов занимается снятием планов токарной и сверлильной машин, кои также к постройке паровой необходимо нужны. Обдумайте оное с прикащиками и донесите мне с подробностию и обстоятельностию для вычерпания воды из Медного рудника, оное очень нужно (последняя фраза вписана между строк. - В. В.). Хотя Любимов здесь по конторе и весьма нужен, но все можно найти средство заместить его, то бы я, и приказал послать его в заводы. Буду о сем ждать вашего уведомления.» (НТГА, ф. 10, оп. 3, ЮО, д. 447, лл. 184 и 184 об.).

     II. ЗАВОДСКАЯ КОНТОРА ВОЗРАЖАЕТ. Из донесения М. Д. Данилова Н. Н. Демидову от 11. VII. 1814 г.

     «О постройке к Медному руднику паровой машины мы уже думаем, без которой, ежели наградит бог доброю рудою, в большом углублении, как надеяться должно, то, и обойтись по времени будет невозможно, но это суть предмет великой важности, требующей продолжительного размышления и тончайшей осторожности; не довольно быть механику в постройке паровой машины, надо, чтоб он был хорошей математик, физик и гидравлик; в здешнем краю множество перебывало ученых иностранцев, кои по сим устройствам большею частию наводили вред и убытки казенным, и партикулярным заводам; следовательно, невозможно положиться не только на А. Любимова с Черепановым, но и ни на кого, который бы опытом не доказал непременно здесь в Сибири своего искусства, а атестаты и словесное уверение дело пустое. Теперь строют огромные паровые машины один англичанин Меджер у г-жи Турчаниновой, другой горный офицер Вяткин у Ал. Ив. Яковлева тож для медных рудников; увидим успехи сих двух ныне славящихся художников; в случае удачи их можно будет с ними потрактовать о построении и здесь.» (ЦГАДА, ф. 1267, оп. 3, д. 218, лл. 102-ЮЗ).

     Из донесения М. Д. Данилова Н. Н. Демидову от 30. XI. 1815 г.

     «Желал бы я также не иметь надобности и в паровой машине, как в вещи здесь совершенно новой и неудобопонятной. С год уже мы думаем (пометка Демидова «Много больше году») о средствах и рассматриваем их, коими бы можно было заменить и то, и другое, то есть лошадей и паровые машины, а имянно водою, имеющейся около лежащих гор в нескольких речках, собрав которые в одно место мнится возможным зделать плотину и устроить колесо для водоподъемных машин; великое б дело было, ежели б бог помог успеть в сем предприятии, но теперь еще слишком рано, чтоб можно было с основательностию рассуждать о том, а заботиться должно для того, что углубление шахт идет у нас тихо и сколь много мы не добываем руды, но, и истребляем ее не менее, поелику, когда все 8 печей действуют в одно время, что бывает чаще, нежели реже, тогда в каждые сутки сжигаем ее более 2000 пуд.» (ЦГАДА, ф. 1267, оп. 3, д. 239, л. 32).

     III. Е. А. ЧЕРЕПАНОВ ДЕЛАЕТ ПЕРВЫЙ ОПЫТ ПОСТРОЙКИ ПАРОВОЙ МАШИНЫ.

     Из «Статистического обзора». Нижне-Тагильских заводов за 1845 г. (первоначальный текст).

     «Таким образом, в 1820 году была уже устроена в Нижне Тагильске паровая машина старанием и усердием природного механика Ефима Черепанова, и г. Демидов, проживая в Париже, узнав об этом, приказал немедленно отправить Черепанова в Англию, где впоследствии был и сын его Мирон и доныне управляющий одним из заводских механических заведений. Отец и сын могли только читать и подписывать свое имя (утверждение не соответствует действительности. - В. В.), однако они не только поняли устройство паровой машины, но и приготовили для устройства ее разного рода станки, как-то винторезные, токарные, сверлильные и проч.» (НТГА, ф. 10, оп. 3, д. 891, л. 15, об.).

     IV. ПОЕЗДКА Е. А. ЧЕРЕПАНОВА В АНГЛИЮ.

     Рекомендательное письмо о Е. А. Черепанове Петербургской демидовской конторы Эдуарду Спенсу, комиссионеру Демидова в Гулле (Англия) от 12. VI. 1821 г.

     (перевод с английского).

     «Податель сего, Ефим Черепанов, мастеровой железоделательных заводов его превосходительства, рекомендуется Вашему любезному вниманию. Мы не сомневаемся, что его превосходительство недавно писал Вам и дал подробные инструкции касательно цели его (Черепанова. - В. В.) поездки в Вашу страну.

     Его превосходительство желает, чтобы Черепанов осматривал в особенности железоделательные заводы и рудники Вашей страны, а потому будьте любезны оказать ему всяческое содействие в осмотре этих предприятий. Его превосходительство уверен, что в силу нашей взаимной связи Вы не скроете от Черепанова необходимых предприятий. Но поскольку он не знает английского языка, просим Вас, когда он отправится осматривать эти заводы, посылать с ним каждый раз г. Колунова4 для разъяснений» (ЦГАДА, ф. 1267, оп. 7, д. 1852, л. 73).

     Из письма Э. Спенса в Петербургскую контору Демидовых от 8. VIII. 1821 г.

     (перевод с английского).

     «Милостивые государи!..

     Ваше любезное послание от 11 июня было вручено мне Черепановым, длинная борода (подчеркнуто в тексте. - В. В.) которого возымела несчастные последствия и привлекла внимание, как вы сможете убедиться из приложенной газеты.

     Его приняли за шпиона, и я боюсь, что его подозрительная внешность и эта публикация, которую прочтут во всех промышленных районах, может помешать ему получить доступ на многие достопримечательные и важные заводы.

     Я, тем не менее, снабдил П. Колунова многими рекомендательными письмами и они (Черепанов и Колунов. - В. В.) должны были прибыть вчера вечером в Лидс, где много достопримечательного.

     Кажется, Черепанов обладает очень значительным врожденным талантом в области механики, и я не сомневаюсь, что его поездка в нашу страну будет иметь следствием улучшение выработки вашего сибирского железа, что чрезвычайно желательно.

     Э. Спенс» (ЦГАДА, ф. 1267, оп. 7, д. 1852, лл. 29 об. - 30).

     Из донесения Е. А. Черепанова Н. Н. Демидову.

     «Гуль сентября 25-го 1821 года.

     Ваше превосходительство, милостивый государь, Николай Никитич.

     Имею честь донести вашему превосходительству, что я возвратился в Гуль вчерашнего числа. Корабль на сих днях отправляется, на коем нам назначено ехать.

     В бытность мою в Англии я видел довольное количество разных машин, из числа которых иные могут быть полезны и для вашего превосходительства заводов. Также я видел при угольных ямах паровые машины различной величины, коими вытаскивается уголь и отливается вода, то есть ли угодно бы было (вашему превосходительству, таковую можно будет зделать, и у нас при Медном руднике для отливки воды, каковую я могу зделать, видевши многие здесь и зная оное на практике, так, как я делал одну в заводе в своей фабрике 5, которая вертела токарной станок противу силы двух человек, а для меня все равно зделать, как большую, так ,и маленькую.

     А я маленьких машин винторезных и токарных разного манеру видел очень довольно, с коих чертил и планы где было можно, кои могут быть для нас полезны.

     И видел паровые суда различной величины, кои ходят отсюда в различные города. Ожидая ваших повелений, честь имею пребыть вашего превосходительства милостивейшего государя всепокорнеим слугою Ефим Черепанов» (ЦГАДА, ф. 1267, оп. 3, д. 380, л. 1, об. Автограф).

     Из письма Э. Спенса Н. Н. Демидову от 6. X. нов. стиля 1821 г.

     (перевод с французского перевода английского оригинала).

     «Ваше превосходительств о!..

     ...Я только, что вернулся из Шеффильда и Бирмингама, где я нагнал Черепанова и Колунова, осматривавших разнообразные заводы и машины. Что касается железоделательных заводов, то они (Е. А. Черепанов и Колунов. - В. В.) получали все сведения и объяснения от главных заводчиков.

     Образцы железа подверглись неоднократным испытаниям и полностью отвечают требованиям. Однако требуется только очистить его от всех шлаков и добиться того, чтобы полосы выделывались меньшего размера, были хорошо прокованы и очень звонки. Черепанов сможет лучше разъяснить это вашему превосходительству и вашим петербургским управляющим. Я надеюсь, что ваше превосходительство соизволит разрешить, чтобы считались с его мнением, тем более, что перемены (в производстве. - В. В.) могут быть осуществлены с очень малыми расходами, если таковые вообще понадобятся.

     Черепанов - человек редких способностей в механике, которые, несомненно, значительно усовершенствовались и созрели благодаря наблюдениям, сделанным (им в нашей стране.

     Поэтому я позволю себе рекомендовать вашему превосходительству продвинуть его, когда представится случай, так, как я пришел к заключению, что он обладает скромным характером и может быть мало склонен проявлять свой опыт и свои знания. Некоторое поощрение может подтолкнуть его и придать его таланту (genie) большую активность. Это мои личные замечания, которые я предлагаю вниманию вашего превосходительства без ведома Черепанова.» (ЦГАДА, ф. 1267, оп. 2, ф. 841, лл. 25, об. - 26).

     V. Е. А. ЧЕРЕПАНОВ СТРОИТ ВТОРУЮ ПАРОВУЮ МАШИНУ.

     Из донесения Е. А. Черепанова Н. Н. Демидову от 22.Х1М822 г.

     «А что я прежде и ныне имею желание построить при заводах вашего превосходительства паровую машину, хотя в малом ®и-де или так сказать в виде действующей модели, которую в сходность повеления вашего превосходительства, и с согласия главноуправляющих начну исправлять, чтоб была на первой случай против силы 4 лошадей, для чего и выдаю модели, а для тончайших правил вычисления Главной конторой командирован из старших ваших воспитанников из Выйского училища. (Пометка Демидова «Дай бог, чтоб тебе в оном успех, ибо сим можно сделать пользу заводам»)

     Сия машина может быть полезна для Медноруднянского рудника, на первой случай К управлению сверельным станом для просверливания чугунных труб, а может быть со временем не будет ли действовать предмет сей и на подъем руды или из некоторых шахт воды, разумея >в таком случае, где она может быть полезнее и где по действию своему удобнее окажется, но не иначе можно сделать практическое удостоверение, как тогда, когда оная совершенно построится, а теперь только я излагаю предварительное свое замечание.

     Какая сумма может употребиться на постройку сей машины, о том Нижнетагильская заводская контора донести вашему превосходительству не преминует.» (ЦГАДА, ф. 1267, оп. 3, д. 380, лл. 5 - 5об.).

     Из донесения Е. А. Черепанова Н. Н. Демидову от 28.111.1824 г.

     «Потом относительно нащет моих произведенных при ваших заводах вновь постройках вашему превосходительству доношу.

     Во-первых, постройкою при вашем заводе в небольшом виде паровая машина мною кончена и сего марта 2-го числа была перепускана (испытана. - В. В.) (но безо всякой пристройки еще к мукомельному жернову), и весьма лехко действовала, и никакой переправки при оной не оказалось. Чего свыше меры моего желания и исполнилось, «которой уже теперече и приступил пристраивать мельничной жернов.» (ЦГАДА, то же дело, л. 10).

     VI. Е. А. ЧЕРЕПАНОВ ПРИСТУПАЕТ К ПОСТРОЙКЕ БОЛЬШИХ ПАРОВЫХ МАШИН.

     Из предписания Н. Н. Демидова Е. А. Черепанову от 28.V.(9.VI) 1824 г.

     «Флоренция

     Ефим Черепанов.

     Предписываю на донесение твое от 28 марта. Я остаюсь доволен за усердие твое, которое ты показал нащет выстройки паровой машины в моих заводах.

     Конечно, оная во многих случаях по заводскому производству может быть полезна, особенно по медным рудникам для откачивания воды, где бывают нужны машины с большою силою.

     Но с оными обходиться надобно весьма умно, ибо, когда ни взглянешь в газеты, везде видно, что бывают нещастные случаи от таковых машин, то осторожность при оной не менее нужна, как и умеренный баланс настоящего ее действия (очевидно, имеется в виду умеренная скорость хода. - В. В.).

     Рекомендую дать мне свое мнение, к, какому производству таковая машина может быть способна по моим заводам.» (ЦГАДА, ф. 1267, оп. 3, д. 381, л. 9).

     Из донесения Е. А. Черепанова Н. Н. Демидову от 31.VI. 1824 г.

     « Я весьма щастлив, что получа благоволение вашего превосходительства в насланном ко мне повелении за построенную мною в небольшом виде паровую модель или машину. А потом вы изволите изъявить мне свою волю, что можно ли при ваших заводах заняться построить в большом виде машину к, какому не есть действию. Во исполнение вашего превосходительства предписания я всегда готов исполнить волю вашу и только, что где и, когда будет от вашей Нижнетагильской заводской конторы за полезно[е] признано, ибо оную к каждому действию можно пристроить, а особливо, ежели расположить при Медноруднянском руднике, то оную надеюсь построить, и, что о сем от вашего превосходительства предписано будет, обязанным себя поставляю ко исполнению воли вашей.» (ЦГАДА, ф. 1267, оп. 3, д. 380, лл. 15 - 15 об.).

     Из донесения Е. А. Черепанова Н. Н. Демидову от 22.VII. 1827 г.

     «При Медноруднянском руднике строющаяся мною паровая машина приготовлением к действию оной надобных вещей приведена ко окончанию и перевозится на место, и частию происходит сборка оной и, когда пустится в действие, вашему превосходительству с подробностию имею объяснить.

     Между тем занимаюсь устройством второй сверлильной машины для успешнаго приготовления водоподъемных труб. (насосов. - В. В.)» (ЦГАДА, то же дело, л. 70).

     Из донесения Е. А. Черепанова Н. Н. Демидову от 7.Х. 1827 г.

     «Сын мой Мирон занимается при Медноруднянском руднике сборкою паровой машины; при которой уже собрано и поставлено на своих местах цылиндр, бала-нец (балансир. - В. В.), маховое колесо, окончена складкою печь; и остается к зборке мелкая принадлежность, причем и насосные трубы начаты сверлить, что все исправляется с крайним к окончанию поспешением.» (ЦГАДА, то же дело, л. 74 об.).

     Из донесения Е. А. Черепанова Н. Н. Демидову от 25.XI. 1827 г.

     «Устраеваемая мною при Медноруднянском руднике паровая машина приводится к совершенному окончанию; дней через пять или много чрез неделю перепустится свободная. По окончанию же сей по определению г. директора заводов Александра Акинфьевича буду принимать меры к устройству двух тоже паровых машин при северной части Меднаго рудника (помета Демидова «Поскорее избавиться лошадей. Англия оттого богата»), кои при водоотливных будут вспомогательными, на случай их остановки по, каким-либо непредвидимым причинам; о пользе коих при, каковом действии я никакого сомнения не полагаю6.

     Вашему превосходительству угодно спрашивать меня, что сын мой Мирон может ли устроить паровую машину в Одессе; хотя он может действительно таковую сам по себе устроить, но, как он находится при постройке здесь таковых машин под моим руководством, то если отлучить его отсюда в Одессу, для меня крайне будет затруднительно заниматься по таковым обширным постройкам одному; почему самому покорнейше прошу вашего превосходительства, не благоугодно ли будет приказать таковую машину для Одессы приготовить здесь и уже зделанную отправить на Таганрогском отделении.» (ЦГАДА, то же дело, лл. 75 - 76)7.

     VII. ИЗ ДЕЛА О НАГРАЖДЕНИИ Е. А. ЧЕРЕПАНОВА ЗОЛОТОЙ МЕДАЛЬЮ.

     (сентябрь 1832 - январь 1833 г.). М(инистерство) Ф(инансов) Департамент Горных и Соляных Дел Отделение 3 Стол 2 5 Генваря 1833 № 2 О награждении медалью заводского служителя Черепанова Изложение.

     «Главный Начальник горных заводов хребта Уральского в представлении министру финансов от 30 сентября 1832 года писал, что он при обозрении заводов встретил отлично искуснаго в практической механике заводскаго служителя наследников тайного советника Демидова8 Ефима Черепанова. Служитель сей будучи еще 24-х лет устроивал уже железоделательный завод для графа Салтыкова в Выборге. По возвращении оттуда, несколько лет занимался в Нижнетагильских заводах Демидова разными механическими постройками и между прочим (в 1812 году) устроил катальные машины в казенном в Нижнетуринском заводе. В 1820 году он для практикй отправлен был Демидовым в Англию, а в 1825 году послан был в Швецию. Возвратясь оттуда на уральские заводы, он в особенности доказал здесь свое искусство устройством паровых машин. Первую9 устроил он в малом виде при Нижнетагильском заводе; однако ж, и она с отменною пользою приспособлена к токарным станкам, другая, при Медноруднянском руднике того же завода, устроена им в силу 30 лошадей; третья тут же, в силу 40 лошадей; и четвертая в Кыштымском заводе наследниц Расторгуева, для вновь открытаго медного рудника, в силу 30 лошадей 10. Все оне имеют самую удобнейшую конструкцию, не многосложны, превосходной наружной отделки и действуют легко, с полным успехом, потребляя в определенное время несравненно менее горючего материала против устроенных прежде на Урале ученым механиком Меджером; вторая из них из глубины 40 сажен в минуту поднимает воды, посредством трех насосов до 80 ведер, а устроенная в силу 40 лошадей отливает, посредством двух насосов, в минуту до 95 ведер из углубления 40 сажен.

     Столь отличные по своему устройству и пользам паровыя машины, как единственный на всем Урале, заслужили уже внимание и одобрение многих путешественников, в том числе знаменитаго Гумбольдта, и, как достойные подражания, приносят честь, как строителю их, простому практику заводскому служителю Черепанову, так и Демидовым, которые доставили ему случай к большему усовершенствованию себя и споспешествуя вообще в сем отношений цели правительства, не щадят ничего для образования заводских своих людей.

     Изъяснив все сие, главный Начальник просит для поощрения сего рускаго художника к дальнейшим трудам и предприятиям, исходатайствовать Черепанову в награду золотую медаль.

     По представлению сему министр финансов счел нужным иметь в виду отзыв по сему предмету самих заводовладельцев, почему относился о сем к старшему из них к д. с. советнику Павлу Демидову, который от 25 минувшего ноября уведомил, что он не только не имеет никаких причин отклонять ходатайство о награде Черепанова золотой медалью, но весьма будет доволен, если служитель сей удостоится сего знака монаршей милости.

     Министр финансов, представляя все выше прописанное на благоусмотрение Комитета Министров и находя, и с своей стороны Черепанова за отличные способности и труды не только в пользу частных, но, и казенных заводов заслуживающим испрашиваемой ему награды, полагает, наградить его золотой медалью с надписью «За полезное» для ношения на шее на аннинской ленте.

     Подписал Министр финансов. гр. Канкрин.»

     Выписка из «журналов» [протоколов) Комитета министров от 10, и 24. I. 1833 г.

     Комитет министров. Января 24 дня 1833 г. № 204.

     «Слушана записка министра финансов от 5 января за № 2 (по Департаменту горных и соляных дел) о награждении заводского служителя Черепанова золотой медалью.

     Комитет, имея в виду, что золотые медали существующими правилами предоставлены в награду купечеству, полагал наградить Черепанова серебряной медалью на аннинской ленте.

     Государь император положение Комитета высочайше утвердить соизволил. Комитет в заседании 24 января определил сообщить о том министру финансов к исполнению выпиской из журнала»

     Управляющий делами Комитета барон М. Кор ф» (ЦГИА, ф. 37, оп. 5, д. 340, лл. 108 - 112 об.).

 

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее