Трудно предвидеть судьбу, какой-нибудь мысли или какого-нибудь открытия.
К. Э. Циолковский.
В архиве Академии наук
СССР хранятся любопытные рисунки, выполненные рукой Константина Эдуардовича Циолковского. Они никогда не публиковались. Это иллюстрации к одному из грандиозных проектов ученого. Речь идет о крылатом, сверхскоростном экспрессе.
Идея такого поезда возникла у Циолковского в двадцатые годы, как логическое продолжение его замечательной идеи поезда на воздушной подушке. Обе идеи эти ученый изложил в работе «Сопротивление воздуха и скорый поезд» (издана в Калуге в 1927 году).
В то время скорость на железных дорогах не превышала 60 километров в час, а Циолковский мечтал о бесколесных поездах, летящих над бетонной дорогой, опираясь на воздушную подушку - на тонкий слой сжатого воздуха, со скоростью 700, 1 000, и более километров в час. Такому поезду не нужны мосты и туннели. По инерции он перелетает через реки, болота, горы и пропасти, затем снова опускается и мчится дальше.
Циолковский подсчитал при скорости 360 километров в час «одолеваются холмы в 500, и высоты», при скорости в четыре раза большей «поезд взбирается от уровня океана на высочайшие горы Земли», а его прыжок в горизонтальном направлении достигает при этой скорости 24 километров.
Поезд имеет крылья и органы управления, подобные самолетным. На земле крылья убраны, а перед прыжком выдвигаются из корпуса летающего экспресса.
В середине 1924 года Александр Леонидович Чижевский (1897 - 1964), разносторонний ученый, основоположник гелиобиологии, большой друг Циолковского, впервые услышал от Константина Эдуардовича о принципиально новом виде транспорта. «Скажу откровенно, - признавался он много лет спустя, - мне это показалось почти фантастическим». Но именно Чижевский стал горячим пропагандистом смелой идеи. Было решено опубликовать несколько научно-популярных статей о крылатом поезде Циолковского. Поначалу некоторые московские журналы проявили к ним интерес. «Мне приходилось ходить по редакциям, уславливаться о размерах статей, договариваться об иллюстрациях, - вспоминал Чижевский. - Одни статьи по поручению Константина Эдуардовича писал я, другие он сам»
Циолковский сделал эскизы иллюстраций (рисовал он, к сожалению, неважно), которые и хранятся в архиве Академии наук. На одном из рисунков вверху изображен обтекаемой формы поезд, составленный из нескольких вагонов; внизу этого рисунка и на другом рисунке - поезд с выдвинутыми крыльями перелетает через пропасть, реку, гору. «Довольно одной быстроты, - замечает Циолковский. - Крылья только для регулировки движения»
В том же архиве находится еще один, фактически неизвестный документ. Это - письмо Константина Эдуардовича Чижевскому, написанное 16 октября 1927 года. (Из этого письма лишь несколько строк опубликовано.) В нем даны комментарии к рисункам и советы, как иллюстрировать статьи.
«Дорогой Александр Леонидович, - писал Циолковский, - благодарю за сообщения и посылаю Вам то, что может быть Вам совсем не годится. Все же о получении уведомите открыткой.
Вид сбоку. Отвесная проекция скорого вагона на полотне (замена рельсов).
Неширокая пропасть. Рули наготове (можно изобразить картинно).
Бесколесный поезд будущего. Перелет через реку. Разрез. Можно изобразить перспективно река, пароходы, на берегах деревья, здания и проч. Пунктир означает путь, изменяемый, впрочем, крыльями и рулями, как у самолета. Но главную роль играет скорость движения. На поезд смотрим сверху. Перелет через горы. Вид тот же с высоты. Крылья и рули в работе. Подробности поезда и ландшафта - дело художника. Я же не могу на это отдать больше сил. К. Циолковский»
Ни рисунки, ни комментарии к ним не понадобились. «К сожалению, - вспоминал Чижевский, - статьи стали достоянием журнальных архивов». Очень уж необычной и дерзкой казалась мечта о поезде, перелетающем через горы, реки и пропасти, о поезде, который за полчаса преодолевал бы расстояние между Ленинградом и Москвой и всего за двое суток совершал бы кругосветное путешествие.
В 1927 году в ленинградском журнале «Экран» появилась статья Я. И. Перельмана «Поезд будущего». Автор знаменитых научно-популярных книг писал «На смелый проект Циолковского следует смотреть не, как на фантастическую грезу, а, как на трезвую техническую идею, вполне заслуживающую внимания и дальнейшей разработки»
...Восемь лет назад в пробный рейс отправился первый в мире поезд на воздушной подушке, созданный французскими инженерами. В аэропоезде размещались два водителя и всего четыре пассажира. Но очень скоро стало ясно, на, что способен этот небольшой экспресс. За один год он прошел около 10 тысяч километров и перевез почти 4 тысячи пассажиров. Наибольшая скорость, которую он достиг, составила 345 километров в час. Успех воодушевил французских инженеров. Вскоре ими был построен второй опытный аэропоезд. Он развил еще большую скорость - 378 километров в час. Затем между Парижем и Орлеаном стал регулярно курсировать восьмидесятиместный поезд на воздушной подушке «Орлеан»
Мечта К. Э. Циолковского начала сбываться. Над проектами аэропоездов ныне работают во многих странах, в том числе и в нашей. Технико-экономические расчеты, выполненные специалистами в последние годы, показали, что сверхскоростные поезда на воздушной подушке целесообразно оснастить крыльями. Они возьмут на себя часть веса, разгрузят воздушную подушку, позволят еще больше увеличить скорость движения.
Крылатые поезда - транспорт будущего. Дерзновенный замысел К. Э. Циолковского опередил время.