№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

ОЧЕВИДНОЕ - НЕВЕРОЯТНОЕ

Кандидат технических наук В. КАРЦЕВ.

Очевидное-невероятное

Подходит к концу очередная передача «Очевидное - невероятное», на экране сменяют друг друга отрывки из фильмов, рисунки, фотографии. Проблему, которой она посвящена в этот раз, часто называют «информационным взрывом». Джон Бернал, когда-то сказал, что в наше время легче заново сделать открытие, чем удостовериться по литературе, что оно было сделано раньше. Такова оборотная сторона нынешнего нашего информационного богатства.

     «Открытие открытий - бич нашего века. По ориентировочным данным, технически развитые страны расходуют на неоправданное дублирование свыше 10 Процентов всех средств, ассигнуемых на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.» - говорит ведущий передачу профессор Сергей Петрович Капица.

     Как совладать с несущейся на нас лавиной информации?

     Профессор Капица начинает с обзора мер фут. дюйм. сажень. локоть. шаг. Казалось бы, какое отношение имеют они к теме передачи? Но «соль» передачи именно в этом - в неожиданности. Совладание с информацией немыслимо без ее измерения.

     Из разрозненных, казалось бы, отрывков за час передачи, которую с удовольствием смотрят дважды в месяц миллионы телезрителей, рождается удивительное и волнующее целое. Фрагментарность служит единению. Необычность увиденного, невероятность сочетаний способствуют неподдельному интересу зрителей.

     Переход к понятию «информационная поисковая система» тоже неожидан - его начинает мультфильм об Александрийской библиотеке, существовавшей тысячи лет назад. В ней к началу первого века до нашей эры хранилось свыше 100 тысяч свитков. Хранились эти свитки безо всякой системы. Найти, что-нибудь, например, труд Геродота, в такой библиотеке было просто немыслимо. И эта гигантская коллекция была практически бесполезна.

    Но вот изобретен каталог и все резко упрощается. Каталог - это простейшая информационно - поисковая система.

     Неожиданно фильм прерывается, на экране видна большая электронно-вычислительная машина Управления уголовного розыска. Сотрудник угрозыска майор Тихонов рассказывает о поиске преступника - водителя автокрана.

     - При помощи ЭВМ, - говорит майор Тихонов, - мы запрашивали все автохозяйства, в которых есть автокраны интересующей нас марки. Сведения о большом количестве машин содержатся в долговременной памяти машины на магнитной ленте. За несколько секунд производится выборка автохозяйств и результаты опроса выдаются на печатающее устройство. В одной из этих организаций и находится машина, которую мы разыскиваем.

     С точки зрения информации и изобретатель, жаждующий получить справку по своему изобретению и древний читатель, желающий «поинтересоваться». Геродотом и сотрудник угрозыска, разыскивающий преступника, находятся в одном и том же положении. Всем им необходимы информационно-поисковые системы, все более и более сложные. Даже гадалка, неожиданная s научной передаче и та появляется на экране и даже она, гадалка, оказывается прекрасной иллюстрацией системы, строящей свою деятельность на основе получаемой у «клиента» информации. Зритель увлеченно следует за парадоксальными, казалось бы, доказательствами важности проблемы организации информации.

     «В среднем каждый научный работник в СССР приносит около 50 тысяч рублей дохода в год. Экономия каждого часа его рабочего времени - превращается в важнейшую задачу», - так завершает передачу ведущий.

     Прошел год с тех пор, как впервые засветилась на миллионах телевизионных экранов надпись «Очевидное - невероятное» и можно сказать с уверенностью - надежды зрителей оправдались. Сказалась большая творческая работа ведущего - профессора С. П. Капицы, режиссеров Л. Николаева и Н. Рудака. Передачи о природе творчества, радующие и увлекающие своими неожиданными ассоциациями, о защите окружающей среды, об отваге экспериментаторов, проверяющих новое на себе, о нравственном в деятельности ученого ставят большие проблемы научной деятельности, будят творческую мысль, по-настоящему, неназойливо воспитывают.

     Это цель научно-художественной, публицистической передачи и пренебрежение ею во имя важных, но иных целей иной раз принижает уровень передачи, сводит его на другой уровень, прагматический и конкретный. Получается «чистая» популяризация знаний, то есть объяснение доступным языком сложных научных проблем и понятий.

     Это, конечно, быть может и не менее важная задача, но иная, более присущая скорее передачам третьей программы Центрального телевидения. И те методы, и способы, которые нужны для передачи учебной, познавательной, уже недостаточны для передач публицистического плана, заявка на которые была уверенно сделана первыми передачами «Очевидное - невероятное»

     Можно привести пример. Почти в одно и то же время в декабре прошлого года по первой программе Центрального телевидения шла передача «Очевидное - невероятное», посвященная лазерам, а по третьей программе - передача «Экран научно-популярного фильма», посвященная тому же вопросу. Удивительно было видеть совпадение стилей передач, даже совпадение фильмов («Гиперболоид инженера Гарина»), использованных для иллюстрации, совпадение отрывков научно-популярных фильмов и даже отрывков текста ведущих. И если для третьей программы передача была естественной и высококачественной, то для про граммы «Очевидное - невероятное» передача была не блестящей. Не украшал ее и получасовой отрывок из научно-популярного фильма «Этот правый, левый мир». Получилось так, что в этой передаче основное место заняли научно-популярные фильмы, а гуманистический пафос передачи, ее, если хотите, философское звучание, публицистичность отошли на второй план. Научно-популярный фильм из иллюстрации превратился в самоцель.

     Телезрители хотят не просто узнавать новые факты - сама наука, ее развитие вызывают их неподдельный интерес. С наукой связаны надежды, сомнения, тревоги и даже судьбы людей, наука прочно вошла в плоть и кровь нашего современника, и стала составным элементом его мышления. Симптоматичным представляется включение в одну из передач «Очевидное - невероятное» фильма о взаимосвязи науки и искусства, алгебры и гармонии. Учить видеть эту связь, показывать науку, как элемент общей культуры, органически в нее входящий и не отрывающийся от нее, - еще одна интересная и важная задача передачи «Очевидное - невероятное». Не частные научные и технические подробности, а судьбы людей, драмы научных идей - вот, что должно оставаться главной темой передачи.

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее