№01 январь 2025

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

О ЛОШАДИ И КОННОМ СПОРТЕ

Кандидат биологических наук Е. ПЕТУШКОВА, заслуженный мастер спорта СССР.

1-я стр.- Мастер спорта СССР международного класса Елена Петушкова. Москва 1973 г. Фото А. Бочинина (см. стр. 88).
5-я стр.- Иллюстрации к ст. "О лошади и конном спорте".
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наскальная живопись периода палеолита в пещере Лабастида (Пиренеи).
Рельеф изображает ассирийского царя Ашшурбанипала на охоте.
Наиболее характерные движения лошади в основных аллюрах шаг, рысь, галоп и иноходь.
Елена Петушкова выступает на Пепле. Олимпиада в Мюнхене.
Серия препятствий, которые преодолеваются в троеборье, и конкуре.
Советская команда, победившая на Олимпийских играх в Мюнхене в 1972 году. Слева направо Иван Калита, Елена Петушкова и Иван Кизимов.

     В наш «машинный» век лошадь представляется многим горожанам чуть ли не музейной редкостью, живым анахронизмом, а увлечение конным спортом - смешным, старомодным чудачеством. Между тем в СССР существует около 100 конных заводов, на которых разводят лошадей более чем сорока различных упряжных и чисто верховых пород. И неправ тот, кто думает, что, когда-нибудь совсем отомрет хозяйственная функция лошади (я не говорю о тех республиках Средней Азии и Закавказья, где жизнь без лошади просто немыслима до сих пор).

     Трудно переоценить колоссальную роль, которую сыграла лошадь в развитии человеческого общества. Лошадь - это и тягловая сила и на протяжении долгих веков - единственный способ передвижения. Может быть, без нее вся история человечества, которая в, какой-то степени представляет собой историю войн, выглядела бы иначе. Боевые колесницы римлян и ассирийцев, конница Александра Македонского, орды кочевых племен, заполонившие Европу, рыцарские крестовые походы - везде лошадь играла первостепенную роль.

     На американский континент лошадь попала всего четыреста лет назад вместе с двумя или тремя сотнями испанских солдат, предводительствуемых Эрнаном Кортесом. Один вид этого огромного, казавшегося фантастическим зверя вызывал такой ужас у ничего до тех пор не боявшихся индейских воинов, что это послужило одной из причин необыкновенно легкой победы горстки испанцев над армией могучего государства ацтеков.

     Теперь же слова «американские прерии» ассоциируются у нас с табунами диких мустангов, мчащихся во весь опор. Мустанги - одичавшие потомки первых лошадей, привезенных в Америку завоевателями и переселенцами. Они сильно измельчали по сравнению со своими предками, хотя и не утратили благородства и красоты форм.

     Однако, говоря о лошади, нужно всегда помнить, что к ней, как и любому другому созданию природы, нельзя подходить только с утилитарной, чисто потребительской точки зрения. Лошадь - прекраснейшее и благороднейшее существо и по праву занимает одно из первых мест среди домашних животных.

     По зоологической классификации лошадь относится к отряду непарнокопытных, семейству лошадей. Единственный род этого семейства - род лошадей, к которому принадлежат собственно лошади, зебры и ослы. Мулы и лошаки представляют собой стерильные, не дающие потомства помеси лошади и осла. Древнейший предок лошади - небольшое, чуть больше лисицы, животное - обитал в лесах.

     В работах В. О. Ковалевского, основоположника современной эволюционной палеонтологии, убедительно показано, как в процессе длительной эволюции и приспособления к жизни в степи развились те качества и особенности строения, которые отличают современную лошадь, - крупный размер, сравнительно негибкая спина, характерное устройство зубного аппарата, конечности, приспособленные к быстрому бегу. Копыто лошади - это, в сущности, третий палец, но, как напоминание о том, что предок был пятипалым, остались косточки других пальцев и ороговевшие утолщения в виде мозолей на внутренней поверхности передних и задних ног.

     Время приручения лошади точно не установлено. Уже в самые отдаленные времена лошадь фигурирует, как домашнее животное. Самые ранние из известных археологам изображений лошади, принадлежащие к 3 000 гиду до н. э., были обнаружены в Двуречье (штандарт города Ур, рельефы Сузианы), но они слишком условны и указывают скорее на плохое знакомство древнего художника с этим животным. Судя по всему, даже тысячу лет спустя лошади были еще большой редкостью в странах Двуречья. Еще на тысячу лет позднее попали они в Египет и только в I веке до н. э. в Аравию.

     Принято считать, что одомашнивание лошади происходило независимо в разных местах на территории Европы, Азии, Африки. Но более или менее достоверные сведения удалось получить только о странах Двуречья; в первую очередь это касается вопроса о происхождении арабских лошадей. На этот счет у бедуинов есть множество легенд. Согласно одной из них, все арабские лошади произошли от пяти кобылиц Магомета - Кохейлан, Сиглави, Обеиан, Хадбин и Маанеги. Эти названия до сих пор сохраняются за пятью различными по экстерьеру типами арабских лошадей.

     На самом деле установлено только, что предками арабских лошадей были несейские лошади, прославившиеся в начале I тысячелетия до н. э., и о происхождении которых ничего не известно. Несейские лошади пользовались большой популярностью в Персии и уже в те времена по типу разделились - что связано со специальным подбором - на две группы лошадей для боевых колесниц - костистых, длинных линий и лошадей маленьких, с короткой спиной - верховых и вьючных. Первые из них стали предками ахалтекинской породы, разводимой в республиках Средней Азии, преимущественно в Туркмении, таким образом, ахалтекинская порода - одна из самых древних пород. Вторые в качестве военного трофея попали в Аравию после того, как арабы завоевали Иран. И со временем благодаря племенной работе образовали арабскую породу.

     Арабская лошадь, несмотря на небольшой рост, очень эффектна - с изящной, маленькой головой, выразительными глазами, лебединой шеей и тонкими, точеными ножками. Она отличается горячим темпераментом и добрым, кротким нравом. Главное качество арабских лошадей - их выносливость, способность к длительным переходам. Недаром для бедуина лошадь - его основное сокровище.

     Арабские лошади были использованы для создания знаменитой на весь мир породы орловских рысаков и в создании английской чистокровной лошади. Кстати, понятие «чистокровная» применимо только к арабским и английским лошадям. Только они принадлежат к так называемым первичным породам, не изменившимся со времен своего образования. Почти все остальные существующие на свете породы лошадей были созданы в результате скрещивания местных лошадей с арабскими или английскими. Когда же говорят «высококровная» или «полукровная» лошадь, имеется в виду, что один из родителей был чистокровным - английской или арабской породы. К лошадям всех остальных пород применимо только выражение «чистопородная»

     Каждый жеребенок при рождении получает в конном заводе паспорт и кличку. Когда существовала кавалерия, то клички жеребят одного года рождения начинались на одну букву и потому легко можно было установить возраст лошади. У спортивных лошадей кличка, согласно давней традиции, должна включать в себя первые буквы от кличек отца и матери.

     История некоторых видов конного спорта тесно связана с историей создания английской, или чистокровной, верховой лошади. Конный спорт - национальный вид спорта у англичан и один из самых любимых. Эта традиции уходят своими корнями в далекое прошлое. В VII веке скачки из увеселений народных праздников превратились в специально организуемое зрелище. Вначале в них участвовали лошади старше 6 лет на дистанции 6 - 9 километров, неся 75 килограммов (вес всадника с седлом). Затем дистанцию сократили до 2 - 2,5 километра, а в конце XVII века скакать стали лошади 2 - 3-летнего возраста, неся на себе всадника 44 - 48 килограммов. И сегодня большинство лошадей скачет в возрасте 2 - 3 лет. Но не потому, что 4-или 5-летняя лошадь уже стара для состязаний - лошадь растет до 5 - 7 лет, а потому что вследствие интенсивной скаковой нагрузки у них зачастую не выдерживают сухожилия и связки - изнашиваются ноги.

     При создании английской чистокровной лошади основным принципом отбора был не экстерьер, а резвость. Это самая резвая в мире порода. Поэтому скачки для чистокровных лошадей проводятся отдельно от скачек на лошадях других пород.

     И английские и арабские лошади принадлежат к чисто верховым породам. Из отечественных пород к ним относятся стрелецкая, терская, орлово-ростопчинская и другие, а из основных зарубежных - андалузская, липпицианская, гунтер - специальная охотничья английская лошадь.

     Все остальные породы лошадей можно разбить на три большие группы. Тяжелоупряжные у нас в стране наиболее известны владимирский, русский и советский тяжеловозы, а из западноевропейских - это першероны и ардены. Упряжные - сельскохозяйственные и рысистые. Существует около 20 пород таких лошадей - отечественных и зарубежных. Наиболее известные и почитаемые - орловский рысак, русский рысак, торийская лошадь, американский рысак, морганы. И, наконец, верхово-упряжные породы, среди которых встречаются, как лошади более тяжелого типа, используемые в качестве упряжных, так и лошади легкого типа, используемые в качестве верховых. Из отечественных пород к ним относят донскую, буденновскую, кустанайскую, а из зарубежных - ганноверскую, тракененскую, гидран, фуриозо и др. Кроме того, существует еще большое количество всяких местных пород, относящихся к той или иной группе.

     В особую группу выделяют и пони, обычно добавляя к ним название «островные», поскольку пони - это сильно уменьшившиеся в размерах потомки одичавших лошадей, попавших на незаселенные острова и размножившихся там.

     Шаг, рысь, галоп, карьер, иноходь - так называются основные виды движения лошади, или аллюры. Шаг - четырехтактное движение, когда лошадь переставляет поочередно все четыре ноги. Рысь - более широкий и быстрый аллюр, движение двухтактное лошадь переставляет поочередно одну или другую диагональ, то есть левую переднюю и правую заднюю, а затем в следующий момент, наоборот, правую переднюю и левую заднюю.

     Иноходь - также двухтактный аллюр и отличается от рыси тем, что лошадь переставляет одновременно две правых или две левых ноги.

     Галоп - трехтактное движение. Различают галоп с правой ноги, когда движение начинается с левой задней ноги, затем идет диагональ - правая задняя и левая передняя - и завершается темп движения правой передней ногой. Аналогичным образом, когда движение начинается с правой задней ноги и кончается левой передней, говорят о галопе с левой ноги. Карьер - это очень широкий галоп.

     Все эти аллюры - природные, но в результате искусственного отбора у лошадей различных пород выработался, какой-то преимущественный вид движения. Так, для тяжелоупряжных лошадей преимущественный аллюр - шаг, для легкоупряжных и рабочих - шаг и рысь. А вот лошади верхового и верхово-упряжного типа одинаково хорошо передвигаются всеми четырьмя аллюрами (кроме иноходи).

     Иноходь вообще сейчас довольно редко встречается у разных пород лошадей. Это более резвый, чем рысь, аллюр и очень удобный и мало утомительный для всадника, поэтому в средние века иноходцев очень ценили, как средство передвижения и часто выезжали под дамское седло. У нас иноходцев сейчас не только не культивируют, но даже выбраковывают, поскольку они не допускаются к соревнованиям с рысаками (за границей проводятся соревнования отдельно для иноходцев).

     Само слово «рысак» говорит о том, что преимущественный аллюр для лошади - рысь. Рысистые испытания, или бега, - это соревнования рысаков, запряженных в легкий двухколесный экипаж, называемый качалкой. Основное условие соревнований - лошадь может идти только рысью и не должна сбиваться на галоп. В рысистых испытаниях на весь мир прославились орловские рысаки. Галоп у них, как правило, плохой и поэтому их почти никогда не берут под седло, но, как упряжные лошади рысаки незаменимы, особенно для знаменитых русских троек.

     Бега и скачки составляют совершенно особую, самостоятельную ветвь конного спорта. Это спорт профессионалов. Поэтому вы никогда не услышите на чемпионатах мира, Европы или на Олимпийских играх о бегах или скачках, хотя в глубокой древности, на первых греческих Олимпиадах, состязания колесниц были чуть ли не «гвоздем программы»

     Международные соревнования и Олимпийские игры в наше время проводятся только по так называемым классическим видам конного спорта, к которым относятся три вида конкур-иппик, или преодоление препятствий; выездка, или высшая школа верховой езды и троеборье - соревнования, длящиеся три дня по разным программам (1-й день - манежная езда, облегченная программа по выездке, 2-й день - скачка и кросс по пересеченной местности с препятствиями, 3-й день - преодоление препятствий).

     Каждый из названных видов конного спорта требует не только незаурядного мастерства, большого опыта, но, и определенной, сложившейся за длительный период времени системы тренировок - школы. Именно этим можно объяснить парадоксальное на первый взгляд явление, когда очень слабо выступают в классических видах конного спорта представители таких народов, где, казалось бы, человек с детства привыкает к седлу и которые славятся своими лошадьми и сильными, храбрыми всадниками. Я имею в виду наши закавказские республики и такие страны, как Мексика.

     Конным спортом у нас занимаются в конноспортивных клубах, которые открыты в некоторых крупных городах и при конных заводах. В Москве таких клубов шесть. Лошади попадают в спорт в 3 - 4-летнем возрасте, как правило, после скачек, поскольку заводам выгодно, чтобы лошадь участвовала в скачках. А для конного спорта годится лошадь любой верховой или верхово-упряжной породы. Нужно минимум 2 - 4 года для того, чтобы привить лошади навыки в конкуре или научить ее основным элементам выездки. Затем начинается шлифовка и совершенствование. Для того, чтобы чрезмерной нагрузкой не нанести вреда растущему организму лошади, она не участвует в сложных видах соревнований до 6-летнего возраста.

     Тренировки обычно проводятся ежедневно по 1,5 - 2 часа. На первый взгляд кажется - совсем немного, тем более если сравнить эту работу с работой упряжной лошади, которая может целый день возить груз. Однако такая аналогия неправильна. Два часа работы спортивной лошади - очень большая физическая и нервная нагрузка все мышцы находятся в максимальном напряжении и работают с полной отдачей. Нередко часа такой нагрузки достаточно, чтобы лошадь вся взмокла, покрылась «мылом»

     Если в скачках вес жокея с седлом ограничивается максимум 56 - 59 килограммами, то в классических видах конного спорта дело обстоит иначе. Для конкура и троеборья установлена нижняя граница веса всадника с седлом - 75 килограммов. Когда веса не хватает, то кармашки потника, подкладываемого под седло, нагружаются свинцовыми пластинами и если взвешивание, проводимое сразу после финиша, покажет недостачу веса, всадник немедленно дисквалифицируется.

     В соревнованиях по выездке никаких ограничений в весе не существует.

     Сложность соревнований по преодолению препятствий определяется их высотой и количеством, степенью трудности преодоления препятствий разной конструкции и, наконец, маршрутом. Главный критерий оценки - чистота прыжка, когда препятствие не повалено и, когда лошадь не отказывается взять препятствие с первого раза, как говорят конники, - прыжок без закидки. Резвость учитывается при равном количестве или отсутствии штрафных очков.

     Есть несколько видов соревнований по преодолению препятствий, например, конкур до первой ошибки, или охотничий, конкур, где всадник сам выбирает маршрут, чтобы, как можно быстрее дойти до' финиша. Иногда проводятся соревнования на мощность прыжка - всадники прыгают через одно-два препятствия, высота которых все время увеличивается. Повалившие препятствие выбывают «из игры», и это продолжается до тех пор, пока не остается победитель. Рекорд СССР по преодолению препятствий принадлежит И. Лысогорскому на коне Ковер. Этот рекорд не перекрыт до сих пор.

     Форма одежды всадников, выступающих в конкуре и троеборье, - белые бриджи, сапоги, черные каски в виде жокеек и красные рединготы. Редингот - это пиджак для верховой езды, кстати, покрой которого вот уже несколько лет признается модным для обычных пальто и костюмов. Нужно сказать, что конный спорт не впервые выступает в роли законодателя мод. Ведь и фрак вначале был изобретен, как костюм для верховой езды. Какому-то английскому джентльмену полы его длинного кафтана помешали ездить на лошади и он сначала подколол их спереди, а потом совсем отрезал. Уже через несколько лет после этого началось триумфальное шествие фрака по аристократическим салонам и гостиным, и до сих пор он остается формой одежды для самых торжественных, официальных приемов.

     В конном спорте фрак сохранился, как международная форма одежды для соревнований по выездке, правда, покрой его несколько иной, чем у концертных фраков. Непременное дополнение к фраку - цилиндр (средней высоты у мужчин и несколько ниже у женщин), белые перчатки и так называемый охотничий галстук в виде шарфа, завязывающегося особым образом, и, конечно же, белые бриджи и черные сапоги.

     Несколько слов о соревнованиях по выездке, или высшей школе верховой езды. Ее можно еще назвать фигурной ездой на лошади. Соревнования заключаются в том, что на площадке размером 20 на 60 мет ров всадники выполняют около 30 различных фигур обязательной программы, рассчитанной на 10 - 12 минут.

     Малый приз. Средний приз и Большой Олимпийский приз - названия трех официальных международных программ. Помимо этого, почти каждая страна имеет несколько собственных программ. Иногда устраиваются соревнования и по произвольной программе.

     Соревнования судят пять судей, оценивающих каждое упражнение по десятибалльной системе.

     До недавнего времени общепризнанными и диаметрально противоположными школами выездки были французская и немецкая - под школой понимается стиль работы с лошадью и стиль всего выступления. Французскую школу характеризует легкий, мягкий, даже слегка провисший повод, непринужденное, совершенно свободное исполнение программы, когда кажется, что лошадь все выполняет самостоятельно, независимо от воли и желания всадника (некоторые критики упрекают эту школу за излишнюю свободу, предоставляемую лошади). Для немецких всадников, выступающих, как правило, на тяжелых, массивных лошадях, характерен сильно натянутый повод, лошадь лишена всякой самостоятельности, она идет в полном подчинении и вся слишком напряжена. Эта напряженность производит не совсем благоприятное впечатление. Но среди судей есть немало сторонников немецкого стиля езды.

     В остальных странах школы представляли собой смесь двух стилей с большим и меньшим преобладанием того или другого.

 

     В течение многих лет самыми сильными командами в мире считались команды ФРГ и Швейцарии. Первым большим успехом советской школы была победа Сергея Филатова на Олимпийских играх в Риме в 1960 году. Он выступал на великолепном Абсенте - лошади необыкновенных линий и красоты, прославившей ахалтекинскую породу. Вороной жеребец с белыми «носочками» на всех четырех ногах и белой звездочкой во лбу, с длинной лебединой шеей производил неотразимое впечатление на зеленом ковре из дерна. Затем в Токио Абсент был третьим, в Мехико занял четвертое место, а потом в возрасте 16 лет «ушел на пенсию», хотя был полон сил и энергии. Согласно существовавшим тогда международным правилам, лошадь, трижды участвовавшая на Олимпиадах, больше не имела права выступать в соревнованиях. Сейчас это ограничение отменено.

     Большой успех выпал на долю нашей команды в Мехико в 1968 году - золотая медаль Ивана Кизимова на Ихоре и серебряная медаль у команды. Знатоки конного спорта тогда всерьез заговорили о возникновении новой школы выездки - советской, для которой характерны свой особый стиль и методы работы. Подлинным триумфом советской школы выездки стала двойная победа на чемпионате мира в 1970 году. Наша команда впервые в истории советского конного спорта завоевала золотые медали в командном зачете, а мне удалось стать чемпионкой мира и в личном зачете. Команда подтвердила свою силу и на Олимпийских играх в Мюнхене в 1972 году - мы стали олимпийскими чемпионами. Теперь наша задача и задача молодежи, входящей в состав сборной и только начинающей выходить на мировую арену, - не сдавать завоеванных позиций.

     Что представляют собой упражнения, входящие в обязательную программу? Прежде всего это сложные элементы - пируэты, смена ног на галопе и два элемента - пассаж и пиаффе, правильно выполнить которые могут только считанные лошади и всадники мира. Вместе с тем программа включает и такие на первый взгляд простые упражнения, когда лошадь с галопа или рыси должна остановиться в середине манежа, у одной из точек, обозначенных светлыми опилками или песком. Но простота здесь только кажущаяся. Лошадь должна остановиться быстро и вместе с тем плавно, чтобы не было впечатления, что она наткнулась на невидимое препятствие, две передних ноги и две задних должны стоять на одной линии и в течение 6 секунд лошадь должна сохранять абсолютную неподвижность, не изменяя позы и не болтая ни головой, ни хвостом. За малейшее несоблюдение этих условий оценка снижается (кстати, за любое упражнение оценка снижается, если лошадь обмахивается хвостом, так, как судьи делают вывод, что или всадник неправильно действует шпорой, или лошадь не приучена правильно реагировать на шпору).

     Исполняя программу, всадник должен показать все основные аллюры - шаг, рысь и галоп, - умело оттенив переход из собранных аллюров в прибавленные и наоборот.

     Соревнования по выездке проходят без музыки, так, как программа составлена из непрерывно сменяющих друг друга упражнений, совершенно разных по ритму и темпу движения. Показательные же выступления обычно проводятся под музыку. И у зрителя часто создается впечатление, что лошадь понимает музыку. На самом деле она только выполняет требования всадника, а оркестр подстраивается под ритм ее движений.

     Если зритель не замечает, как всадник управляет лошадью, это только означает, что всадник очень опытный, лошадь у него хорошо выезжена и они великолепно понимают друг друга - лошадь реагирует на малейшее движение руки, ноги или корпуса всадника, так, как словесную команду подавать запрещено.

     Обычно спрашивают, что важнее хорошая лошадь или хороший всадник? Вопрос неправилен по сути. Всадник и лошадь так же неотделимы друг от друга, как партнеры в фигурном катании. Даже хорошо выезженная лошадь, попав к другому хозяину, пусть намного более опытному всаднику, не будет работать так же хорошо, как у своего первого хозяина. Пройдет не меньше двух лет, прежде чем новые партнеры смогут до конца понять друг друга, узнать достоинства, недостатки, привычки.

     В настоящее время в выездке остались только те элементы, которые естественны для лошади, которые она сама иногда случайно выполняет, резвясь на свободе. Раньше высшая школа верховой езды была насыщена множеством сложнейших, почти трюковых номеров. Часть из них и теперь можно увидеть в цирке (испанский, или школьный, шаг, баланса, левада, крупада и т. д.). В Вене существует школа, в которой сохраняются традиционные для старой выездки номера. В определенные дни там проводятся представления в закрытый манеж, похожий на театр своими бархатными ложами и хрустальными люстрами, на серых лошадях выезжают всадники. В мундирах с высокими стоячими воротниками, треуголках и сапогах с ботфортами, они кажутся сошедшими с, какой-то старинной картины. И начинается необыкновенное зрелище - танец серых лошадей. Описать это словами трудно - это надо видеть. Такое зрелище может доставить зрителям не меньшее эстетическое наслаждение, чем фигурное катание на коньках или художественная гимнастика. Здесь мастерство граничит с искусством.

     Высшая школа верховой езды была хорошо развита в средние века, особенно в Испании и Италии. Интерес, проявляемый в то время к этому виду спорта, не случаен. Только хорошо выезженной, послушной всаднику лошади можно было доверять на поле боя. После изобретения огнестрельного оружия, когда ненужными оказались тяжелые рыцарские доспехи и могучие медлительные лошади, понадобилась не просто более быстрая и более маневренная лошадь, но такая, которая могла бы на всем скаку быстро развернуться, отпрыгнуть в сторону или вверх неожиданно и быстро, подчиняясь требованию всадника. Такая лошадь могла бы в нужную минуту спасти жизнь всаднику, поднявшись на дыбы и заслонив его своим корпусом от опасности. Подобный трюк описан у Дюма в «Трех мушкетерах». Наконец, было совсем недурно, если лошадь могла красиво гарцевать на парадах или перед прекрасными дамами. Постепенно практическое значение выездки отмирало и сегодня высшую школу верховой езды можно увидеть полностью только в цирке.

     Часто задают вопрос могли бы цирковые лошади успешно выступать на соревнованиях? Ответ на этот вопрос безусловно отрицательный. В цирке лошади подвергаются дрессировке, а не выездке и хотя на первый взгляд эти понятия чуть ли не однозначны, на самом деле между выездкой и дрессировкой - большое различие. Дрессированная лошадь совершенно автоматически выполняет то, что она заучила. На каждый сигнал выработано определенное, строго заученное движение. Выезженная лошадь, у которой также выработаны определенные условные рефлексы, тем не менее отличается от дрессированной тем, что постоянно «прислушивается» к требованиям всадника, выполняет не то, что она заучила, а то, что от нее требуют в данный момент.

     На выезженной лошади вы можете десять раз остановиться в одном и том же месте, а на одиннадцатый спокойно проедете дальше, если не потребуете у нее остановки. Дрессированная лошадь остановится и в одиннадцатый раз, даже если вы ее будете энергично посылать вперед. Очень показателен в этом смысле пример, описываемый Аристотелем. По его словам, сибариты выучили своих лошадей танцевать под звуки флейты и это погубило их «Враги их, кротонцы, воспользовались этим на войне. Когда сибариты хотели перейти в наступление, кротонцы заиграли на флейтах и привычные к этим звукам лошади начали танцевать на месте, вместо того, чтобы идти в атаку»

     Это очень хороший пример дрессированных, но невыезженных лошадей.

     У конного спорта много особенностей, отличающих его от других видов спорта. И одна из них следующая до Олимпийских игр 1952 года женщины не участвовали в международных соревнованиях. В 1952 году их впервые допустили к участию в Олимпиаде, но в общем зачете с мужчинами. Это чуть ли не единственный из всех видов спорта, где женщинам приходится соревноваться с мужчинами без, каких-либо скидок на «слабый пол». Вообще-то это несправедливо, потому, что даже в соревнованиях по шахматам и шашкам женщины выступают отдельно, хотя никто не рискнет сказать, что женщины глупее мужчин.

     Статическая поза всадника, не требующая на первый взгляд усилий, на самом деле поддерживается работой почти всех групп мышц. Кроме того, нужно постоянно прилагать силу для того, чтобы заставлять лошадь двигаться вперед или выполнять то или иное упражнение. Поэтому женщинам бывает довольно трудно выиграть у мужчин и попасть в сборную команду. Тем не менее и эта трудность оказалась преодолимой. Не только в выездке, но даже в таких трудных и опасных видах, как конкур и троеборье, женщины выступают настолько успешно, что сборные команды некоторых стран (например, Англии) почти полностью состоят из женщин.

     Еще одна особенность конного спорта относительно солидный возраст спортсменов. В большинстве случаев успех определяется не силой, смелостью и молодостью, а опытом - особенно это относится к выездке. Поэтому среди призеров международных соревнований наибольший процент составляют люди старше тридцати, сорока и даже пятидесяти лег. Своеобразный рекорд установила английская всадница миссис Джонстон. На Олимпийских играх в Мюнхене ей исполнилось 70 лет.

     Поездки конников на международные соревнования, наверное, доставляют больше всего хлопот. На небольшие расстояния лошадей перевозят на грузовиках с высокими бортами или в специальных автомобилях, похожих на автомобили-рефрижераторы; они рассчитаны на 6 - 10 лошадей. В пределах континента лошади обычно путешествуют в товарных вагонах. Это далеко не лучший вариант, поскольку за 6 - 7 дней пути животные застаиваются, у них отекают ноги и они частично выходят из спортивной формы, а наверстать упущенное за 3 - 4 дня, остающиеся до начала соревнований, очень трудно.

     Во многих странах давно уже практикуют перевозку лошадей на самолетах. Но здесь существует одна опасность если почему-либо испугавшаяся лошадь начинает в самолете биться, летчик имеет право ее пристрелить. Тем не менее, когда выяснилось, что XIX Олимпийские игры будут проходить в Мексике, другого выхода у нас не было -, и пришлось скрепя сердце погрузить наших лошадей в специально оборудованный самолет голландской авиакомпании.

     Каждую лошадь заводили в бокс-станок, настолько узкий, что она боками касалась стенок этого бокса, обитых искусственным сафьяном, чтобы, как-то предохранить лошадь от повреждений. Над стенками бокса была видна только голова и шея. Перелет был долгим, вместе с посадками в Стокгольме и Монреале он продолжался в общей сложности 30 часов.

     Не трудно себе представить, что перевозка лошадей на соревнования - довольно дорогое удовольствие. Конный спорт вообще очень дорог. Хорошая молодая лошадь, еще ничему не обученная, стоит примерно столько же, сколько и легковой автомобиль - от 4 до 6 тысяч рублей. А если лошадь уже подверглась, какому-то обучению, выездке, на нее был затрачен труд, увенчавшийся определенными результатами, то стоимость такой лошади неизмеримо возрастает. За границей за наших лошадей предлагали по 70 - 100 тысяч долларов. Надо сказать, что советские лошади пользуются очень большой популярностью и недаром вот уже который год подряд большое количество народу приезжает к нам из разных стран на проводимый дважды в год аукцион молодых лошадей различных пород.

     Дорого стоит и снаряжение - седло, уздечка, костюм для верховой езды, не говоря уже о том, что лошадь требует очень внимательного и тщательного ухода. Спортивных лошадей чистят не менее двух-трех раз в день, а летом ежедневно моют теплой водой. Чистка лошади - довольно трудоемкий и утомительный процесс. Даже теперь, когда на помощь пришли пылесосы, для того, чтобы по-настоящему вычистить лошадь, нужно не менее 30 - 40 минут (в кавалерии раньше определяли, достаточно ли хорошо вычищена лошадь, проводя по ее шерсти белой перчаткой или чистым носовым платком, на которых не должно было оставаться никакого следа пыли).

     Да, конный спорт - один из самых дорогих видов спорта, наряду с яхтами и стрельбой. За границей им имеют возможность заниматься только очень богатые люди. (Не случайно президент Всемирной федерации конного спорта - принц Филипп, муж английской королевы.) Поэтому неподдельное изумление вызывал у западных спортсменов и журналистов ответ советских спортсменов, что нам занятия конным спортом ничего не стоят, если не считать мизерного, скорее символического, годового членского взноса в соответствующее добровольное спортивное общество. Прокат лошадей, который у нас существует для желающих научиться ездить верхом, стоит 1 рубль в час (за границей это стоит в 3 - 4 раза дороже).

     Недавно было принято решение о расширении сети прокатных пунктов лошадей и можно надеяться, что в ближайшее время конный спорт, который приобретает все большую популярность, станет действительно массовым видом спорта.

 

     1974_06_16_02.jpg

 

     СХЕМА ДВИЖЕНИЯ ЛОШАДИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ НЕКОТОРЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ВЕРХОВОЙ ЕЗДЫ

 

     В зависимости от выполняемый программы в разных точках манежа, обозначенных буквами, начинается или заканчивается очередное упражнение, при этом лошадь переходит из одного вида аллюра в другой. Все переходы должны быть плавными лошадь, заходя в углы, сгибает корпус в сторону поворота. Если же он* «срезает» углы, это снижает оценку.

     1. Тур по внешней дорожке манежа.

     2. Полувольт. Лошадь должна описать полукруг и вернуться на дорожку.

     3. Восьмерка (зеленая линия). Этот элемент демонстрирует гибкость лошади.

     4. Перемена направления движения лошади, которая должна сойти с длинной стороны манежа, пересечь его по диагонали (голубая линия), и выйти на противоположную сторону манежа, не доходя 6 метров до угла.

     5. Движение по кругу.

     6 После круга лошадь сходит с дорожки в центре малой стороны и пересекает манеж (красная линия) до центра противоположной стороны.

     7. Квадрат. Лошадь проходит его, начиная от центра длинной стороны манежа (белая линия).

     8. Смена направления движения в центре манежа. Лошадь описывает гигантское S через весь манеж.

     9. Смена стороны в 6 метрах от угла лошадь сходит с длинной стороны и проходит в центр противоположной.

     10. Серпантин или «змейка» между длинными сторонами манежа.

     11. Вольт - движение по кругу диаметром в 6 метров.

 

     Самые сложные элементы программы - пируэты, пиаффе - выполняются у определенных точек по центральной линии манежа.

 

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее