№01 январь 2025

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Профессор Л. КЕЛЛЬ, ректор Ленинградского горного института.

Ленинградский горный институт, главный фасад (фото вверху).

Первому русскому высшему техническому учебному заведению - Ленинградскому ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени горному институту имени В. Плеханова - в этом году исполняется 200 лет.

    Двухвековые традиции - это и хорошо и в то же время опасно. Хорошо потому, что традиционные методы обучения и подготовки специалистов горного дела, конечно, принесли свои добрые плоды. Всего наш институт выпустил 28,6 тысячи инженеров; из них 25,4 тысячи - в годы Советской власти. Можно смело утверждать, что в стране нет ни одного крупного предприятия, связанного с добычей и переработкой руды, на кото ром не работали бы выпускники Ленинградского горного.

     Около 100 преподавателей и выпускников института стали действительными членами и членами-корреспондентами Академии наук. Первый президент АН СССР, академик А. П. Карпинский, был профессором ЛГИ.

     Из стен Ленинградского горного института вышли ученые, создавшие целые школы и направления в мировой науке. Геологи В. А. Обручев и Ф. Н. Чернышев, металлург П. П. Аносов, петрограф А. Н. Заварицкий, основатель нефтеразведочного дела в стране И. М. Губкин, кристаллограф Е. С. Федоров, горный механик А. П. Герман, горняки Б. И. Бокнй и А. А. Скочинский.

     Питомцы института осваивали недра Урала, Донбасса, Кузбасса, Кольского полуострова, Колымы, Чукотки.

     Но традиции и опасны, потому, что они могут стать барьером на пути нового, прогрессивного. Наука и техника развиваются сейчас очень быстро. Стране требуются специалисты, подготовленные на самом современном уровне. Нынешним преподавателям Ленинградского горного - хранителям двухвековых традиций - приходится чутко реагировать на современные требования, непрерывно улучшать процесс обучения, совершенствовать традиционные методы преподавания или вовсе ломать, перестраивать их.

     Горный институт на берегах Невы был основан 1 ноября 1773 года по указу Екатерины II. Он стал вторым после Московского университета высшим учебным заведением России и первым в стране высшим техническим заведением. Не удивительно, что его учебная программа была очень разнообразна Россия остро нуждалась в образованных людях.

     Вот перечень предметов, которыми должны были заниматься поступившие в Горное училище (так первоначально назывался Горный институт) арифметика, рисование, алгебра, геометрия, французский и латинский языки, минералогия, механика, химия, металлургия, ну и, конечно, маркшейдерское искусство. Так уже при создании института предусматривалось, что он будет готовить горных инженеров широкого профиля.

     И сегодня эта традиция сохранена. Ленинградский горный обучает своих студентов 18 специальностям, начиная от разведки месторождений полезных ископаемых до металлургического передела руды. Но все это горные инженеры горные инженеры-геологи, горные инженеры-электромеханики, горные инженеры-геофизики, горные инженеры-экономисты.

     Правильно ли сохранять политехничность в наши дни, когда больше нужны специалисты узкого профиля? Ведь нашим студентам-геологам приходится знакомиться с основами металлургии, студентам-металлургам - с основами горного дела, студентам-экономистам - с основами и горного дела и металлургии, и обогащения, горные электромеханики изучают общую геологию, и т. п.

     Преподаватели Ленинградского горного считают, что политехничность обучения необходимо сохранить. Только горный инженер, представляющий весь путь от разведки руды до ее превращения в металл, способен справиться с современными задачами горно-металлургической промышленности.

     Такова специфика горной отрасли. Горному инженеру испокон веков требовались более универсальные знания, чем, скажем, машиностроителю. Горняк сталкивается с самыми разнообразными явлениями природы - поведением горных пород, движением воздуха под землей, обводненностью и т. д.

     Политехничность обучения предъявляет особые требования, и к преподавателям института. Скажем, для металлургов необходимо читать вполне определенный курс современного геологоразведочного дела. Курс того же названия для горных механиков должен быть иным, таким, чтобы он принес пользу в практической деятельности будущих специалистов по горной механике. Или курс экономических знаний для горняков - это опять-таки уникальный курс, предназначенный именно для горняков, если можно так сказать, узконаправленный.

     Преподаватели Ленинградского горного в силах справиться с такими задачами. У нас от века (еще одна традиция!) кафедры возглавляли крупные ученые. Некоторых из них - корифеев горной науки - я уже назвал. Всех же назвать просто невозможно у нас 8 факультетов и 46 кафедр. На одном геологоразведочном факультете 11 кафедр. Среди их руководителей известные ученые академик Д. В. Наливкин, член-корреспондент АН СССР П. М. Татаринов, профессор И. И. Шафрановский.

     Благодаря тому что в ЛГИ работают крупные ученые - представители ведущих школ горного дела, мы можем позволить себе роскошь разработать узконаправленные курсы по всем главным предметам. Например, член-корреспондент П. М. Татаринов написал курсы по геологии месторождений полезных ископаемых для студентов горного факультета, будущих маркшейдеров, экономистов, металлургов - несколько разных курсов на одну тему.

     ...На горном факультете теперь читаются новые курсы теоретическая и экспериментальная физика, высшая математика - в небывало широком объеме. Здесь готовят горных инженеров-физиков. Таких специалистов в горном деле до сих пор еще не было. Это будущие исследователи, проектировщики уникальных горных сооружений, специалисты, которые будут работать в особо сложных горнотехнических условиях.

     На экономическом факультете теперь основательно знакомятся с электронными вычислительными машинами, металлурги фундаментально изучают автоматизацию. Впервые в стране ЛГИ выпускает морских геологов.

     Серьезные преобразования коснулись организации учебного процесса.

     Помимо традиционного контроля - лабораторных работ, курсовых проектов, домашних заданий, - в институте введены промежуточные проверки. В начале семестра составляется график, по которому эти проверки будут проводиться. График утверждают студенческие комиссии факультетов, его вручают всем кафедрам и преподавателям и каждому студенту. Промежуточные проверки - это коллоквиумы, они проводятся не чаще одного раза в неделю. В начале каждого месяца студенты всех курсов аттестуются. Иначе говоря, происходит оценка работы студентов за предыдущий месяц.

     Иногда мне приходится слышать, что, мол, промежуточные проверки - это примитивное ужесточение контроля за студентами и ничего хорошего в этом нет. Однако сами студенты, первые заинтересованные лица, думают иначе.

     Мы проводили опрос. 750 студентов сказали, что промежуточные проверки помогают им учиться, заставляют работать равномерно. Прошел успешно все проверки, кафедра освобождает тебя от экзаменов.

     Только 7 процентов от числа опрошенных высказались против проверок.

     Есть и объективные показатели, подтверждающие пользу промежуточных проверок. После того, как они были введены, успеваемость повысилась примерно на 8 процентов, на 15 процентов уменьшился отсев.

     Уже несколько лет в ЛГИ работает методический совет, состоящий из 60 человек. Все нововведения исходят от него промежуточные проверки, аттестация, изменения учебных планов. Совет, например, обратился недавно к производственным предприятиям и организациям с просьбой оценить учебные программы института. Откликнулись почти все, к кому обратились, - 80 предприятий и организаций. Была выдвинута масса идей, конкретных предложений, которые так или иначе будут учтены.

     В нашем юбилейном году методический совет разослал анкеты выпускникам института - больше 7 тысяч анкет. В них десятки вопросов. Как вы оцениваете вашу подготовку в институте? Достаточен ли уровень знаний, полученных вами в ЛГИ, для производственной деятельности? В чем вы видите недостатки подготовки, полученной вами в ЛГИ?

     Многие наши выпускники отвечают, что им не хватает экономических знаний, знаний в области организации производства, психологии инженерного труда, не хватает математической подготовки.

     В этих ответах содержится программа наших будущих действий. Нас ждут новые преобразования, новые усовершенствования.

 

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее