Величественное здание на берегу Невы, кажется, с силой давит на землю. Таков замысел известного русского зодчего Андрея Воронихина здание было специально построено для Горного училища и оно, как бы символизирует тяжесть и могущество гор. У фасада две скульптурные группы. Геракл оторвал Антея от матери Земли. Вторая группа - Плутон похищает Персефону.
Эти фигуры, как бы говорят о том, что власть над подземным миром приносит могущество. Персефона становится владычицей подземного мира. Антей, лишившись поддержки Земли, погибает.
Мы у входа в здание Ленинградского горного института. Сегодня мы познакомим вас с минералогическим отделом музея института. Это одно из лучших в мире собраний минералов - в своем роде минералогический Эрмитаж.
- Музей был создан одновременно с институтом. Докладом Сената от 1 ноября 1773 года был предусмотрен «Минеральный кабинет, чтоб по верным основаниям узнавать породы руд и содержание в них металлов». В музее стали накапливаться не только «рудные штуфы, которые от горных работ присланы», по, и драгоценные камни, самородки, кристаллы различных минералов.
Музей пополнялся прежде всего благодаря Дарам выпускников института. Дарили отдельные образцы и целые коллекции. А. Дерябин в 1801 году преподнес 3 тысячи образцов, собранных им за границей. А. Борзунов передал тысячу образцов. Поступали и очень дорогие образцы глыба малахита весом 96 пудов ценой в полмиллиона рублей, крупные золотые самородки, в их числе знаменитый «Большой треугольник» весом 36 килограммов, уникальный кристалл берилла.
«Не знаем, чему более удивляться множеству ли, и величию глыб самородного золота, богатству ли, заключенному в сих сокровищах», - писал историк в 1830 году, когда музей выставлял 750 золотых самородков общим весом 10,5 пуда.
Многие экспонаты музей покупал. 8,5 тысячи образцов приобрели в 1786 году у члена Петербургской Академии наук Эрика Лаксмана. Коллекционер Д. Форстер продал коллекцию минералов, за которую было уплачено 50 тысяч рублей. Эта сумма выплачивалась в течение 10 лет, и, чтобы собрать ее, ввели специальную подать на чугун.
Еще один источник пополнения музея - это научные экспедиции. Например, только за несколько лет (с 1814 по 1819-й) участники экспедиций привезли с Урала, Нерчинских рудников, из Даурии 50 тысяч образцов.
Вот уже четверть века научной работой минералогического отдела музея руководит профессор Д. П. Григорьев. Начиная курс лекций, он говорит студентам примерно так «Прочитайте и запомните все книги по минералогии, но я все равно не поставлю вам хорошей оценки, если вы не научитесь изучать и понимать минералы. Книги - пособие, главное для минералогии - сами минералы»
Минералогический музей дает студентам возможность учиться на «каменной натуре»
Первый зал музея - это, как бы предисловие к той каменной книге, страницы которой развернулись в последующих залах. Под потолком «парит» таблица Менделеева. Именно так, потому, что каждый элемент представлен в виде крупных разноцветных шаров структуры его атомов. Сочетание химических элементов рождает все минеральное разнообразие.
Внизу на стендах - различные представители «каменного царства». Тут же можно познакомиться с биографией каждого из них «Как зарождаются, как растут, какие трудности испытывают.» Буквально такими словами рассказывает профессор Д. П. Григорьев об * экспонатах. Это не причуда ученого, а его научная позиция, принятая сегодня в минералогии. У каждого минерала своя биография, которую надо изучать, чтобы понять законы каменной природы.
«Вот кристалл весом в полтонны. Смотрите, у него «брюшко», и «спинка»
«Брюшко» чистое, значит, он рос, лежа на нем. А этот рос стоя, у него вздернут «нос»
Рядом с полутонным «лежебокой» стоит модель его структуры. При музее уже давно работает единственная в стране мастерская, изготавливающая такие модели.
В этом зале представлены, так сказать, видимые свойства минералов. Их величины, формы, цвет, магнитность, и т. д.
Сейчас идет перестройка музея. Меняется система, по которой расположены и представлены экспонаты.
Географический принцип размещения отвергнут. Решили расположить материал в той последовательности, в, какой его изучают в курсе минералогии. Например, экспозиция кварца. Сначала идут кристаллы, показывающие наиболее характерный облик, габитус. Затем - образцы, типичные по физическим свойствам - цвету, блеску, спайности, излому. Далее демонстрируются процессы зарождения, зонального роста, совместной кристаллизации, метаморфизма. В конце раздела кристаллы кварца, возникшие в различных условиях - в граните, рудной жиле, песчанике.
Об остальных залах минералогического отдела музея вообще невозможно рассказать уникальные кристаллы надо видеть.
Кристалл голубого берилла - аквамарина, длиной 125 сантиметров. Он появился в музее в 1930 году. Во время блокады Ленинграда этот кристалл из-за его огромного веса не убирали в безопасное место. Два снаряда разорвались в зале музея и «ранили» уникальный образец. Рану видно сегодня, рядом лежат осколки.
Нежно-голубой при солнечном свете кристалл флюорита - «горный цветок» весом в 330 килограммов.
Правильный кристалл кварца весом в полтонны, он привезен с Урала. Образец из Волыни весит еще больше - 800 килограммов.
Другой образец из Волыни невелик - десятикилограммовый топаз. Но это один из тех экспонатов, которыми гордится музей. Это полностью прозрачный топаз, то есть ювелирный материал. Одна часть кристалла розовато-коричневого цвета, как бразильские камни, другая - небесно-голубого, как топазы уральского типа.
Коллекция якутских алмазов из 298 кристаллов. В их числе набор камней самых разных цветов и разного веса кристалл в 10 каратов, другой - в 140 каратов.
Интересно, что жизнь непрерывно вторгается в музейные залы. Казалось бы, среди таких экспонатов время должно остановиться - каждый образец с «биографией» в миллионы лет. Но вот музей пополнился особой коллекцией внеземных минералов. Пока в ней только метеориты, но уже приготовлены места для минералов с Луны, Марса, Венеры. Есть коллекция синтетических минералов, которые по ряду свойств соперничают с природными.