№01 январь 2025

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

НАУКА - ТЕХНИКА - ЧЕЛОВЕК

Академик Б. КЕДРОВ.

Вступительное слово к 5-му коллоквиуму XV Всемирного философского конгресса в Варне (сентябрь 1973 года). Этот коллоквиум посвящен проблеме «Человек - Наука - Техника (опыт марксистского анализа научно-технической революции)»

     Печатаем журнальный вариант.

     Бурные, потрясающие сознание события произошли в области науки и техники за последние два-три десятилетия. Они вызвали величайший переворот во взглядах на мир, на пути и средства практического использования («овеществления») самых различных достижений человеческого познания. И все это на протяжении очень короткого времени - трети жизни одного поколения. Овладение атомной энергией, прорыв в космос, изобретение «умных» кибернетических машин, приближение к практическому решению извечных загадок жизни благодаря успехам молекулярной биологии и генетики - все это лишь начало грядущего прогресса.

     Но куда приведет нас этот быстротекущий прогресс? Не таит ли он серьезных опасностей для человека? Какие меры надо предпринять сегодня, чтобы направить его целиком только на благо и на пользу человечества, дабы предупредить возможности его отрицательных последствий, дабы завтра он не причинил, какой-либо своей стороной ущерба, а тем более прямого вреда человеку? Вот некоторые из этих вопросов, которые сегодня тревожат людей во всем мире.

     Старый, двухтысячелетней давности вопрос, адресованный человеку «Quo vadis, domine?» - звучит сегодня по-новому. Поставлен он на этот раз всем ходом научно-технической революции (НТР). Особенно остро этот вопрос стоит в странах современного западного мира, где многие отрицательные последствия неправильно, однобоко осуществляемой научно-технической революции дают себя знать уже и сегодня, например, в отношении роста армии безработных. В странах социализма тоже есть свои заботы, связанные с такими нежелательными последствиями неумело реализуемой научно-технической революции, как загрязнение окружающей среды, как быстрый рост сердечно-сосудистых и прочих заболеваний.

     Никогда еще так остро, как сегодня, прогресс науки и техники не заставлял задумываться о судьбах человечества. Ведь этот вопрос неотделим от взаимоотношения и соревнования двух социальных систем. Какая социальная система соответствует объективным тенденциям развития научно-технической революции? В рамках, какой системы люди смогут наиболее оптимально использовать в своих интересах могучие силы современной науки и техники? Все эти проблемы выдвинуты самим ходом научно-технической революции.

     Чтобы получить ответ на поставленные вопросы, нужно проанализировать само явление научно-технической революции, ее перспективы и последствия. Всеобъемлющий и комплексный характер НТР делает это исследование исключительно сложным. В той или иной форме НТР воздействует на все стороны жизни современного общества - от его экономики и производительных сил до его духовной жизни. Социально-экономические условия в конечном счете - источник и стимул развития научно-технической революции. Вместе с тем экономика и общественный строй сами испытывают на себе воздействие НТР, поскольку она влечет за собой определенные социальные и экономические последствия, которые носят диаметрально противоположный характер в условиях современного капитализма, и в условиях социализма. Тем самым научно-техническая революция сама выступает, как социальный и экономический фактор развития современного человечества. Вот почему, когда мы говорим, что НТР представляет чрезвычайно широкий, можно сказать, глобальный процесс глубоких качественных изменений, то имеем в виду, что она затрагивает самые различные стороны жизни современного общества.

     ПРЕДПОСЫЛКИ И СТИМУЛЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

     Научно-техническая революция, как комплексное явление была бы невозможна без развитой промышленной базы. Это важнейшая предпосылка НТР.

     Здесь есть своя закономерная логическая последовательность промышленная революция (индустриализация) означает в своей сущности замену функций руки производителя рабочей машиной (машинизация производства); научно-техническая революция, как ее прямое продолжение и развитие способствует замене соответствующих функций головы (мозга) производителя автоматическим, кибернетическим устройством. Следовательно, тут продолжается и логически завершается процесс передачи машине функций определенных человеческих органов. Но, чтобы передать машине функцию управления (и самоуправления), необходимо предварительно передать более простым (рабочим) машинам функцию непосредственного воздействия на предмет труда (руки рабочего). Поэтому научно-техническая революция возможна лишь на основе предшествующей промышленной революции, на которую она целиком опирается.

     Другая существенная предпосылка связана с новейшей революцией в естествознании (рубеж XIX - XX веков), которая проложила путь к последующему прогрессу техники, к возможности слияния научной революции с технической в единый процесс. Проникновение науки в микромир, в тонкую структуру вещества, в космос, в глубины земной оболочки, в сущность живого, в природу наследственности и другие великие научные открытия служат основой для создания принципиально новых отраслей и направлений стратегического характера в современной технике, и в производстве, обусловливая и стимулируя весь процесс научно-технической революции.

     В непосредственной связи с этим стоит и наличие высококвалифицированных кадров, в том числе рабочего класса и кадров научной и технической интеллигенции.

     Наконец, в качестве более общей и коренной предпосылки научно-технической революции выступает социальный фактор. Поскольку НТР предполагает резкое повышение производительности труда, она по своей природе отвечает тому социально-экономическому строю, который способен до конца реализовать эту возможность и обеспечить ее бесперебойное развитие. Таким обществом может быть только социалистическое общество, а в будущем коммунистическое. В конечном счете социалистическая революция, победившая ныне в ряде стран, открыла ничем не ограниченные возможности для развития НТР.

     Весь анализ научно-технической революции, куда, естественно, мы включаем и ее предпосылки, и стимулы ее развития, должен вестись с учетом отношения к ней различных классов современного общества.

     На передний план выдвигается диалектика общего и особенного применительно к НТР. Общее выступает в данном случае, как отражение самого процесса, совершающегося внутри естествознания и техники, то есть, как революция в науке и технике в узком смысле слова. То, что в них самих происходит, в общем сходно и в странах капитализма, и в странах социализма. Особенное тут и там обусловлено социально-экономическим и политическим строем тех и других стран, различием и прямой противоположностью тех интересов, которые там и тут вызывают к жизни эту революцию, стимулируют ее развитие.

     В странах капитализма такими стимулами, органически чуждыми интересам широких народных масс, остаются погоня за высокими прибылями и захватнические стремления, которые нераздельны с самой сущностью империализма. В странах социализма, напротив, таким стимулом

     - НАУКА И ОБЩЕСТВО служит стремление к максимальному удовлетворению потребностей и всестороннему развитию способностей самых широких масс трудящихся, стремление к защите мира во всем мире, к скорейшему и успешному достижению поставленной конечной цели - построению коммунистического общества. Научно-техническая революция становится важнейшим инструментом для создания материально-технической базы этого будущего общества.

     О НЕКОТОРЫХ ФИЛОСОФСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ

     В истории научной мысли нередко наблюдается такая ситуация, когда при изучении единого, внутренне противоречивого предмета рождаются две диаметрально противоположные, но в равной степени односторонние концепции. Каждая из них улавливает только одну из двух противоречивых сторон изучаемого предмета. В итоге возникают односторонние представления о данном предмете, искажающие существо вопроса.

     В применении к трактовке научно-технической революции на Западе существует широкий веер самых различных философских взглядов, и «учений». Они растут, как грибы после дождя. Но при этом четко выделяются два крайних течения вокруг них так или иначе группируются все или почти все течения, которые пытаются в той или иной форме ставить и решать вопросы, касающиеся НТР, и отношения ее к человеку, а человека - к ней. (Как всегда, имеется и множество промежуточных точек зрения, эклектически пытающихся сочетать обе крайности они предлагают искать нечто среднее между капитализмом и социализмом - якобы то «лучшее», что имеется и там, и тут, и механически соединить это «лучшее» в одно общество.)

     Общий рецепт, который по данному вопросу выработала философская и социологическая мысль Запада, основан на принципе «либо-либо» либо «освободить» человека от его мнимой зависимости от цепей науки и техники, либо признать его полное, фатальное подчинение им, его растворение в их прогрессе. Это «либо-либо», понимаемое в формально-логическом смысле, как отказ от признания живого противоречия реальной действительности и есть наиболее типичное проявление метафизического мышления, неизбежно приводящего к ложным, односторонним выводам и ошибочным социальным рецептам.

     Все течения абстрактного гуманизма и антропологизма и соответствующего им антисциентизма не учитывают того факта, что кажущаяся враждебность научно-технической революции к человеку проистекает из сущности современного капитализма, где прогресс науки и техники направляется в интересах монополий, а не в интересах народных масс. Вот почему так наивны и несостоятельны предлагаемые рецепты.

     Другая крайность - концепции технократизма и связанная с ними реакционная идея о некоем постиндустриальном обществе, которое, опираясь на НТР, будто бы сумеет преодолеть коренные противоречия, органически присущие капитализму и излечить его от его исконных пороков и разъедающих его язв.

     Марксистская диалектика преодолевает обе крайности в толковании сложной системы «Наука - Техника - Человек». Согласно Ленину, самая суть марксистского подхода состоит в конкретном анализе конкретной обстановки. Этими принципами и руководствуются советские ученые. Нужно рассматривать обе противоположные стороны изучаемого предмета - научно-техническую и социальную, человеческую, - в их внутреннем единстве, в их взаимообусловленности.

     Антагонизм между НТР и человеком возникает не вообще в любом обществе и при любых условиях, не в зависимости от природы самих по себе компонентов (научно-технического и человеческого), а лишь в антагонистическом обществе, где любые противоречия имеют тенденцию обостряться, будучи неразрешимыми и непримиримыми в условиях данного общества.

     В социалистическом же, следовательно, неантагонистическом, обществе нет никакой почвы для того, чтобы возникали непримиримые и неразрешимые антагонизмы. Это не означает, конечно, что здесь вообще нет никаких противоречий. Но эти противоречия носят столь же неантагонистический характер, как и весь общественный строй, в условиях которого действуют эти противоречия. Еще Ленин говорил, что при социализме антагонизмы исчезают, но противоречия остаются. На место антагонизма между научно-техническим прогрессом и человеком, присущего капитализму, социализм ставит гармоническое единство этих противоположностей, когда человек обретает подлинное, а не иллюзорное освобождение, не отвергая достижения науки и техники, а систематически и всесторонне их используя в своих интересах и целях. И, в свою очередь, только в этих условиях наука и техника способны гармонически прогрессировать и освободиться раз и навсегда от чудовищных извращений, особенно по части их практического применения, которые порождают своекорыстие и человеконенавистничество современного империализма. Так раскрывается при социализме истинное единство (в смысле согласие, совпадение) обеих противоположностей, составляющих два полюса в системе «Наука - Техника - Человек»

     ФИЛОСОФСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЩНОСТИ НТР

     Научно-техническая революция есть коренной переворот в производительных силах современного общества, осуществляемый при опережающей роли науки.

     Это определение предельно сжато - оно схватывает самое существенное в общей широкой системе «Наука - Техника - Производство - Общество - Человек». Будучи предельно кратким, оно требует своей конкретизации и детализации хотя бы перечислением отдельных существенных признаков различных подсистем единого процесса научно-технического прогресса. С этой точки зрения НТР определяют следующие признаки:

     Слияние научной революции с технической при опережающем развитии науки, которая прокладывает пути для дальнейшего технического прогресса (признак, связанный в первую очередь с системой «Наука - Техника». Он раскрывает ведущую роль науки по отношению к технике в качестве составной части производительных сил);

     Превращение все в большей мере науки в непосредственную производительную силу, вследствие чего происходит «онаучивание» производства (признак, связанный прежде всего с системой «Наука - Производство», и раскрывающий ведущую роль науки по отношению ко всему производству);

     Органическое соединение в единой автоматической системе элементов производственного процесса (рабочая машина + двигатель + транспортные средства), где элементы подчинены действию общих принципов управления и самоуправления (признак, связанный в общем с той же системой, как и предыдущий, но с преимущественным акцентом на подсистему «Производство (автоматизированное) - Человек»);

     Качественное изменение технологической базы производства, когда человека заменяют овеществленные знания во всех звеньях непосредственного производственного процесса, включая управление им и контроль за его ходом (признак, связанный с системой «Наука - Техника - Производство - Человек», и в первую очередь с подсистемой «Техника - Человек», и в частности «Машина (кибернетическая) - Человек»);

     Формирование нового типа работника, в совершенстве владеющего научными принципами производства, способного обеспечить функционирование производства и дальнейшее его развитие;

     Переход от экстенсивного развития производства к интенсивному в результате внедрения достижений науки и техники, резкого повышения производительности труда (признак, связанный главным образом с системой «Наука - Техника - Производство», и раскрывающий одну из важных сторон коренного переворота, совершающегося ныне в производительных силах).

     Эти шесть признаков раскрывают содержание понятия НТР в той его части, которая касается коренного переворота в производительных силах современного общества, иначе говоря, в их структуре и в динамике их развития. Другими словами, этот переворот можно охарактеризовать, как качественное изменение места человека в производстве из непосредственного участника производственного процесса человек перемещается главным образом в область общей подготовки, определения задачи и режима производственного процесса, а также конструирования новой техники, передавая кибернетическим устройствам функции непосредственного исполнения и управления самим процессом,

     ПОСЛЕДСТВИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

     В начале нашей статьи речь шла об озабоченности современного человечества своим будущим. Что несет с собой НТР?

     Важнейшие следствия научно-технической революции для жизни общества вытекают из того обстоятельства, что эта революция вызывает коренное изменение места человека в системе производительных сил общества. Эти следствия затрагивают все стороны общественной и личной жизни человека. Подобно тому, как принципиально различны стимулы НТР в условиях капитализма и социализма, столь же глубоко различаются в тех и других условиях проявление и действие последствий научно-технической революции, ее социальные и человеческие последствия. Поэтому их анализ необходимо вести в плоскости самой широкой системы «Наука - Техника - Производство - Общество - Человек». Итак, перечислим самые главные следствия научно-технической революции, связанные с изменением места человека в производстве.

     1. Изменение содержания, структуры и производительности труда.

     2. Воздействие на социальную структуру общества количественные и качественные изменения в составе и профессиональной квалификации рабочей силы (в том числе рабочего класса), социальных и профессиональных групп (в том числе интеллигенции).

     3. Возрастание требований к управлению и организации деятельности всего общества в целом и его отдельных сторон.

     4. Настоятельная необходимость своевременной ликвидации и предупреждения вредных воздействий на внешнюю среду, и в связи с этим возрастание требований к здравоохранению, к его быстрой переориентации на устранение вновь возникающих опасностей для здоровья и жизни человека.

     5. Возникновение высокоразвитой личности, способной не только овладевать достижениями научно-технической революции, но, и двигать ее вперед. В связи с этим необходимость в глубокой перестройке всей системы образования и специализации.

     6. Все возрастающая возможность для человека развивать свои творческие способности по мере передачи машине функции управления контроля, поддающихся формализации и программированию.

     Но все эти социальные и общечеловеческие последствия НТР получают возможность развиваться в прогрессивном направлении, в интересах самого человека, только при социализме. Напротив, при капитализме они принимают уродливые формы, действуя во вред человеку и обществу.

     Будучи по природе, характеру и по своим тенденциям процессом, гармонически соответствующим коммунизму, научно-техническая революция достигнет своего полного расцвета лишь на том пути, который ведет и приведет к коммунизму.

 

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее