По волнам с попутным ветром летит парусник. Все паруса наполнены ветром, и даже сейчас, глядя на репродукцию со старинной картины, ощущаешь необычайную стремительность, и легкость, с которой бежит по волнам корабль. Кажется, что сейчас белые крылья понесут его прямо по воздуху. Корабль, изображенный художником, очень красив. Перед нами один из чайных клиперов - кораблей, перевозивших чай из Индии в Европу. Эти быстроходные корабли завоевали редкую славу, стали легендой. Особенно известен один из них - «Катти Сарк», названный по имени юной красавицы ведьмы, воспетой Робертом Бернсом. Клипер этот восстановлен, и находится на вечном хранении в Фалмуте. Его, и видим мы на этой репродукции. Однако одним из самых быстрых был не «Катти
Сарк», а другой клипер, «Попутный ветер». В прошлом веке чайный клипер «Попутный ветер» установил рекорд скорости под парусами - 21 узел (около 39 км/час). Достижение это продержалось почти сто лет.
Паруса, и сегодня реют над морем. Дальние плавания совершают учебные парусные корабли. Они не только помогают будущим капитанам получить необходимые для моряка навыки. Они украшают мир.
Яхтсмены на небольших суденышках смело пересекают моря, и океаны, огибают без остановки земной шар.
Парусное вооружение легендарного клипера, и нынешнего учебного барка, тростниковая циновка африканской лодки, и нейлоновый спинакер современной яхты, наполняющийся ветром, как парашют, - все эти паруса в принципе являются одинаковыми устройствами. Все они имеют мачту, и натянутое на ней гибкое полотнище.
Попыток усовершенствовать традиционное полотнище, поднимаемое над палу-бои, было немало. Собственно говоря, совершенствоваться он стал с тех пор, как за полторы тысячи лет до нашей эры финикийцы, освоившие весь бассейн Средиземного моря, и выходившие за Геркулесовы столбы, поставили на своих кораблях в дополнение к веслам четырехугольное полотнище, и научились использовать попутный ветер.
Один из наиболее удачных - косой, или бермудский, парус современной яхты, позволяет идти под углом тридцать градусов навстречу ветру, и даже круче. По форме, и принципу работы он имеет больше общего с крылом самолета, чем с тем квадратным полотнищем, в который запрягли ветер моряки античности.
Бермудское вооружение не последний этап развития парусной оснастки. Конструкторы яхт считают, что через два десятка лет паруса, которые поднимают сегодня гонщики, будут выглядеть столь же архаично, как похожие на этажерки крылья первых аэропланов рядом со стреловидными плоскостями сверхзвуковых истребителей.
Однако, и сейчас уже имеется немало оригинальных парусных конструкций. Вот яхта (рисунок справа вверху), построенная несколько лет назад. Над палубой ее возвышаются четыре параллельных пластины из полистирола, которые могут разворачиваться специальным рычагом. Этот жесткий парус позволяет судну двигаться не только передним, но, и задним ходом, сохраняя большую остойчивость. Он дает возможность также уменьшать при необходимости ход, но выигрыша в скорости не дает.
Одним из конструкторов-любителей был сделан круглый парус. Круглый, словно тарелка. Правда, несмотря на оригинальность, он не оправдал всех надежд конструктора. Тем не менее этот парус интересен уже тем, что дает нам пример неожиданной трансформации привычного устройства.
Мы считаем само собой разумеющимся, что подставленное ветру полотнище должно стоять вертикально. Но оказывается, что парус можно установить, и горизонтально, как воздушный змей. Правда, пока создана лишь модель такой яхты. На испытаниях она показала исключительно высокую скорость. Обнаружила модель, и еще одно достоинство любой, даже самый сильный ветер не может опрокинуть яхту с парусом-змеем, а лишь, как бы приподнимает ее.
Существуют парусники, не имеющие ни мачт, ни привычных полотнищ. У современного буера жесткое крыло объединило парус, и мачту. Оно может поворачиваться вокруг своей оси, и обладает исключительно высокими аэродинамическими свойствами.
Гонки ледовых яхт напоминают уже не морской рейд с белыми крыльями парусов, а странный аэродром, где берут разбег, и никак не могут взлететь диковинные аппараты, огромные крылья которых точно копируют самолетные. Однако эти обтекаемые дюралевые плоскости, пренебрегая привычным для авиации горизонтальным положением, не пластаются над землей, а целятся в небо. Стоящие вертикально серебряные, алые, и голубые крылья похожи на плавники фантастических рыб.
Пока выигрыш в скорости дало лишь жесткое крыло буера. Но эволюция паруса продолжается.
Уже довольно давно, по крайней мере несколько десятилетий, люди создают ветровые двигатели, непохожие на традиционный парус. История мореплавания знает, как это ни парадоксально, парусники без парусов. Как объясняется в энциклопедиях, парусник - это судно, использующее для движения силу ветра.
А если над палубой яхты вместо мачты, и такелажа установлена самая настоящая ветряная мельница? Разве назовешь такой ветровой двигатель парусом? Между тем для движения эта модернизированная яхта, как истинный парусник использует только силу ветра. Ветряная мельница передает усилие на винт. Ветроход может идти навстречу воздушному потоку, не прибегая к лавированию. Однако суденышки с ветряными мельницами на палубе ходят медленнее обычных яхт.
Любопытный ветроход, несущий пропеллер на высокой мачте, построил в 1923 году француз Константен. Затем он создал проект океанского лайнера на том же принципе. Однако ни одна фирма не взялась за строительство гигантского корабля с тремя пропеллерами на сорокаметровых мачтах.
Зато другой проект океанского ветрохода был осуществлен. В 1926 году из Германии в Америку совершило рейс большое судно немецкого инженера Флатнера. Над палубой его возвышались, словно гигантские трубы, установленные в ряд башни-роторы, которые вращались с помощью электродвигателей небольшой мощности. Это вращение создавало особый режим движения воздушных струй, увлекающих судно в нужном направлении.
Четверть века назад был изобретен стаксель-роторный катамаран. Основа его - четыре косых паруса, укрепленных на крестовине, которая вращается под ветром вокруг мачты, как карусель. Усилие передается на винт. Этот оригинальный парусник - одна из многих попыток использовать ветровой двигатель для вращения гребного вала судна. Но, как бы ни были остроумны такие конструкции, они не дали выигрыша в скорости.
Оригинальных, и смелых проектов, предназначенных для того, чтобы запрячь ветер, было много. Мы, несомненно, станем свидетелями появления новых, и новых необычных парусов. Однако пока ничего лучшего, чем парусное вооружение гоночной яхты с упругими ткаными полотнищами, не изобретено. Этим несколько видоизмененным изобретением древнейших мореходов мы пользуемся до сих пор.
Атомный, кибернетический, космический (и прочее) век приучил нас к неожиданностям. И все-таки нельзя не удивляться тем превращениям, которые совершает современность со старыми, и хорошо знакомыми предметами, неизменно вызывающими в нашем сознании конкретный устоявшийся образ, неспособный вроде бы к переменам. Что можно сказать, увидев в море покачивающееся над волнами кольцо высотой метра в три? Точнее, не кольцо, а два больших серпа, соединенных перемычками? Нашей фантазии, видимо, хватит только на то, чтобы назвать странное сооружение чем-то вроде антенны. Между тем этот большой бублик не, что иное, как жесткий пластиковый парус, способный выдержать удары ветра ураганной силы. Укреплен он на платформе, снабженной двумя килями, и двумя парами рулей. Оригинальное автоматическое парусное устройство способно, используя силу ветра, выйти в любой район океана, и оставаться нужное время в заданной точке, отклоняясь от нее не больше чем на два кабельтовых. Когда требуется удерживать платформу на месте, паруса, разворачиваясь, попеременно перемещают ее на короткие расстояния в строго противоположных направлениях.
«Плавающая тарелка» начинена сложнейшей аппаратурой, начиная от радиопередатчиков, и кончая счетно-решающим устройством. Робот-парусник, учитывая направление ветра, и течения, выбирает нужные углы установки парусов, и рулей для движения по заданному курсу или удержания на месте. Это парусное устройство предназначено для сбора, и передачи информации о погоде, о течениях, и других данных, нужных для обеспечения навигации кораблей, безаварийных полетов авиации, и решения других задач.
Интересно, что электронно-парусная система привязки к месту оказалась намного надежнее обычного якорно-тросового устройства. Управление платформой, и обмен информацией ведутся по радио через искусственные спутники Земли.
Представление о том, что машины раз, и навсегда ограничили сферу применения ветрового движителя спортивными, и учебными судами, казалось окончательно устоявшимся. Однако, как показали недавние сообщения, конструкторы-кораблестроители не оставили идею создания больших парусных судов. Речь, по-видимому, будет идти о гигантских судах, единственными двигателями которых так же, как у электронной океанографической платформы, будут жесткие пластиковые паруса, управляемые электроникой. Люди будут нужны на огромном автоматизированном паруснике, может быть, лишь для контроля за аппаратурой. В осуществлении этих идей уже сделаны реальные шаги. В прошлом году было опубликовано сообщение о том, что в Японии разработан проект шестимачтового судна водоизмещением 17 тысяч тонн - целый крейсер! (Заметим, что один из самых больших парусников за всю историю кораблестроения имел водоизмещение 10 370 тонн. Назывался он «Франция-2» Этот пятимачтовый барк имел длину 127,6 метра. Парусник-левиафан был построен в 1911 году.) Паруса корабля, запроектированного в Японии, будут ставиться, и убираться простым нажатием кнопки. Современная техника телеуправления избавит малочисленный экипаж от необходимости карабкаться по вантам на реи, качающиеся на головокружительной высоте. Японские судостроители считают, что их парусник будет способен конкурировать с другими судами на трансатлантических, и транс-тихоокеанских линиях. Сбудутся ли их надежды после постройки судна или потребуется дальнейшая работа по усовершенствованию парусной системы, покажет время.
Однако в наши дни появились признаки того, что техника, потеснив поначалу парус, готова дать ему новую жизнь.
ЕСТЬ ЕЩЕ ПАРУСНИКИ
Зачем будущих моряков, которым придется ходить на современных судах с дизельными, и атомными двигателями, месяцами обучают поднимать и опускать паруса, брать рифы, делать оверштаг? Опытные мореходы считают, что учения на парусном судне вырабатывают у моряка ловкость, смелость, глазомер, умение четко, и слаженно действовать в коллективе. Вот почему морские державы, и сейчас строят учебные парусники.
Осенью прошлого года в Кильской бухте (ФРГ) состоялся парад парусников. На него прибыли учебные суда из Польши, Норвегии, Дании, ФРГ, США, и Колумбии. Самым молодым оказался парусник «Горх Фок» из ФРГ, спущенный на воду в 1958 году (фото слева). Это трехмачтовый барк с 23 парусами. Площадь всех парусов - 1 952 квадратных метра. На случай штиля парусник снабжен восьмисотсильным дизелем. Постоянная команда судна состоит из 69 человек. Делая ежегодно три учебных похода, «Горх Фок» берет на борт около двухсот будущих моряков.
Ветераном парада по праву признано польское судно «Дар Поморья», построенное в 1910 году. Его водоизмещение - 1 784 тонны, общая парусность - 1 900 квадратных метров.
Норвежский трехмачтовый фрегат «Христиан Радих» поднял паруса в 1937 году. Общая парусность - 1 234 квадратных метра.
Парад в Киле показал семья парусников, пусть немногочисленная, еще служит морякам. Большие парусники строятся до сих пор.
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ПОД ПАРУСОМ
Живописец, и изобретатель Роберт Фультон прославился созданием парохода, который в 1807 году начал регулярные рейсы между Нью-Йорком и Олбани, положив начало паровому флоту. А до этого Фультон предложил Наполеону проект подводной лодки, названной им «Наутилус», которая, кроме механического двигателя, должна была иметь парус. В подводном положении судно должно было ходить под винтом, вращаемым вручную. Для движения в надводном положении Фультон разработал парус, складывающийся, словно зонтик.
КОСМИЧЕСКИЙ КЛИВЕР
Непривычно видеть паруса над колесными яхтами, бегущими по пустыне. Но художники давно уже рисуют паруса в куда более неожиданной для них среде - в космосе.
Космические парусники рождены не только фантазией, но, и расчетом. Для того, чтобы двигать космический корабль весом в одну тонну, нужно парусное вооружение в 100 тысяч квадратных метров.
Если земные паруса наполняются потоком воздуха, то в космические дует «солнечный ветер». Поток фотонов ударяет в космический кливер, толкая вперед звездную яхту.
Пока космические яхты летают лишь на страницах фантастических книг. Однако ученые считают, что в ближайшее десятилетие мы узнаем о космическом корабле, который, преодолев земное тяготение, раскроет огромный парус в безвоздушном пространстве. Толщина зеркальной пленки, которая пойдет на вооружение космонавтов, будет лишь несколько микронов. Сегодня ученые проводят первые опыты с космической «парусиной»
ПАРУСА НАД ДЮНАМИ
Человек впервые поднял парус над волнами. Затем яхты, поставленные на коньки, помчались по льду. Сегодня паруса, покинув привычную среду, летят не только над морскими, но, и над песчаными волнами. Гонки колесных яхт, развивающих скорость до 100 километров в час, завоевывают все большую популярность. Таким образом, у знаменитого русского князя, который поставил на колеса парусные ладьи, нашлось немало последователей.
ПАРУСНИК СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ
В ФРГ разработан проект, и испытаны модели парусного судна, которому дано название «Дайнашифф». Паруса площадью 1 500 кв., и из полиэфирного пластика будут убираться с помощью гидравлических механизмов со всех шести мачт судна за 20 секунд. Максимальная скорость парусника состави. около 21 узла (39 км/час). «Дайнашифф» будет очень маневренным, и сможет двигаться даже задним ходом. На случай безветрия устанавливается дви1атель мощностью 1 500 л. с.