№01 январь 2025

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

ЗРИМАЯ ПАМЯТЬ

Л. ВОЛКОВ-ЛАННИТ

На первой фотографии - Маяковский и сотрудник полпредства Ульянов
На второй - в правой части кадра - Войков
Петр Лазаревич оказался ревностным фотолюбителем, и не упустил случая запечатлеть Маяковского. Поэт заснят им более крупным планом на фоне стены.

     Ранней весной 1927 года В. Маяковский выехал в зарубежную поездку - Польша, Чехословакия, Германия, Франция.

     12 мая в Варшаве «начал атаковаться корреспондентами, и карикатуристами, и фотографами. Понятно. Я - первый поэт, приехавший из Красной Москвы»

     В Варшаве Маяковский часто встречался и с нашим полномочным представителем Петром Лазаревичем Войковым.

     В конце мая поэт возвратился в Москву. И вдруг ошеломляющая весть 7 июня на перроне Варшавского вокзала пулей белогвардейца сражен П. Л. Войков.

     Все тревоги времени глубоко задевали чуткое сердце поэта. Душевной болью отозвалось оно на политическое убийство человека, с которым недавно общался.

     На смерть П. Л. Войкова Маяковский тотчас откликнулся двумя стихотворениями «Да или нет», и «Слушай, наводчик». Через день - 9 июня - они были напечатаны в газетах. С испепеляющей ненавистью Маяковский клеймит убийц.

     Видный советский дипломат, старый боец ленинской гвардии Петр Лазаревич Войков похоронен на Красной площади. Ему посвятил поэт и третье стихотворение - «Голос Красной площади»

     18 октября 1927 года в Красном зале МК ВКП(б) Маяковский прочел партийному активу новую поэму «Хорошо». Там есть строки:

 

     Вот с этим виделся, чуть не за час.

     Смеялся.

     Снимался около.

 

     «Снимался около». Так оно, и было. До нас дошли некоторые фотографии тех дней. Съемка происходила во дворе варшавского полпредства. На первой фотографии - Маяковский и сотрудник полпредства Ульянов. На второй - в правой части кадра - Войков, Петр Лазаревич оказался ревностным фотолюбителем, и не упустил случая запечатлеть Маяковского. Поэт заснят им более крупным планом на фоне стены.

     У этого фотопортрета своя история. Фотография долгое время хранилась в семье шофера Войкова - П. И. Филимонова. После смерти последнего его жена Н. М. Ростовцева передала снимок библиотеке-музею имени Маяковского. По словам Ростовцевой, фотографию подарил мужу сам ее автор - Войков.

     Редкие любительские кадры остались зримым свидетельством добрых, дружеских отношений двух замечательных людей эпохи.

 

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее