Камера-обскура — один из простейших и древнейших оптических приборов (см. “Наука и жизнь” №№ 2, 4, 1975 г. и № 2, 1992 г.). Это обыкновенный ящик, в передней стенке которого проделано маленькое отверстие. На противоположной стенке ящика образуется перевернутое изображение всего, что находится перед отверстием. Художники эпохи Возрождения иногда использовали это устройство для рисования пейзажей: на заднюю стенку ящика натягивали тонкую бумагу и прорисовывали все отражающееся на этом экране. Другой вариант — в качестве ящика взять целую комнату (собственно, камера-обскура и значит по-латыни “темная комната”). Окно закрывали ставней, в которой проделывали маленькое отверстие, напротив него вешали бумагу или холст и набрасывали очертания пейзажа. Из попыток закрепить изображение на задней стенке камеры-обскуры без участия руки художника родилась фотография.
Фотообъектив нужен, вообще-то, в основном для того, чтобы увеличить яркость изображения: уж очень мало света пропускает точечное отверстие, так что выдержка при фотографировании камерой-обскурой даже на современной пленке может составлять десятки минут. Кроме того, из-за дифракции света на краях маленького отверстия изображение получается не совсем резкое. Но объектив вносит свои искажения и ограничения, не всех устраивающие. Поэтому до сих пор есть любители, фотографирующие камерой-обскурой (а в Интернете даже появились посвященные этому увлечению сайты).
Американский фотолюбитель Джастин Киннелл сделал камерой-обскурой крайне оригиналь ный автопортрет. Он взял совсем маленькую коробочку, укрепил на ее донышке кусочек цветной фотопленки, а напротив проделал отверстие. И, лежа в ванне, засунул этот фотоаппарат себе в рот. Затвором послужил палец фотографа. Камера-обскура отличается огромной глубиной резкости, поэтому на снимке хорошо видны и зубы, и ноги фотографа.