В подшивке старых номеров журнала «Наука и жизнь» я наткнулся на статью А. Акопяна «Фокусы без иллюзий» (1984 г., № 11, с. 138). Рассказывая о трюках знаменитых иллюзионистов прошлого, автор, в частности, повествует о номере француза Буатье де Кольта. «В центре залитого светом манежа Буатье де Кольта поднимался по шестиметровой лестнице... и вдруг за несколько ступенек до вершины исчезал, как бы растворившись в воздухе». Далее автор сетует, что де Кольта не оставил после своей смерти описания номера, который сегодня ставит всех в тупик.
Думаю, механизм этого трюка может быть следующим (хотя и не утверждаю, что он делался именно так, а не иначе). Недалеко от вершины лестницы подвешивается большое зеркало, сориентированное так, чтобы отражение в нем окружающей обстановки не выдало его присутствия - при строго однотонной внутренней окраске купола это вполне возможно сделать (см. рисунок, а). Когда иллюзионист поднимается по лестнице почти до верха, зеркало смещается в сторону, закрывая собой верхнюю часть лестницы вместе с артистом (см. рисунок, б), при этом в зеркале отражается часть лестницы под ним, пустая, создавая для сидящих внизу зрителей иллюзию продолжения лестницы вверх. Таким образом, отраженный пустой участок лестницы замещает собой реальный с артистом на нем, создавая эффект «исчезновения» иллюзиониста в воздухе.