К ВОПРОСУ О ТРАНСГЕННЫХ ПРОДУКТАХ

В научных лабораториях и на страницах печати продолжаются споры о том, вредны ли для здоровья генетически измененные пищевые продукты (см. "Наука и жизнь" №№ 11 и 12, 2003 г.). Первые конкретные данные, говорящие о том, что какое-то необычное влияние на организм такие продукты все же оказывают, получили биологи из университета Урбино (Италия).

Они кормили группу мышей генетически измененными соевыми бобами, от растений, которые генно-инженерными методами сделали невосприимчивыми к насекомым-вредителям, а контрольная группа получала обыкновенную сою. Затем экспериментаторы изучили печень мышей - этот орган реагирует на поступление в организм вредных веществ одним из первых. Оказалось, что у тех мышей, которые получали генетически модифицированную сою, ядра в клетках печени приобрели неправильную форму. Кроме того, в клетках увеличилось количество микрофибрилл - микроскопических волокон, состоящих из белковых молекул. Оба признака говорят об усилении обмена веществ в печени, но каков механизм этого усиления и насколько это явление опасно, пока не известно.