Сотрудники университета штата Орегон в Портленде (США) обследовали на содержание пластиковых частиц пять видов промысловых рыб и один вид креветок из Тихого океана. В тканях животных преобладают текстильные волокна. Особенно много их в креветке, так как она питается фильтрованием воды с небольшой глубины. Меньше всего загрязнены лососи. Авторы исследования, однако, не призывают отказываться от морепродуктов, так как, по их словам, микрочастицы пластиков сейчас всё равно содержатся практически везде: в бутылках с минеральной водой, в мёде, говядине, курятине, в овощах…
Сейчас мы носим одежду в основном не из природных волокон типа хлопка и льна, а из синтетических. При стирке тканей тончайшие волокна отрываются и попадают в канализацию. Их мелкость не позволяет полностью их удалять на станциях водоочистки. Загрязнение отмечено по всему миру. Даже в Каспийском море, изолированном от Мирового океана, синтетические волокна часто находят в пищеварительной системе рыб. Выделяют микро- и макропластики. Диаметр первых не более 5 мм, хотя зачастую они имеют микронный размер и видны только в микроскоп, вторые каждый из нас может видеть невооружённым глазом не только в мусорных контейнерах, но и по обочинам дорог, на газонах, пляжах и в лесах. Среди микропластиков преобладают шарики из полиэтилена, реже — полипропилена и полистирола. Их применяют в косметике, в скрабах (кремах для очистки кожи от отмерших клеток) и в зубных пастах. Микрошарики присутствуют даже в некоторых лекарствах, чтобы облегчить их усвоение. Если современные тенденции сохранятся, то к 2040 году загрязнения пластмассовыми частицами разного размера вырастут примерно в 2,6 раза, хотя в Канаде, США, Великобритании, Швеции и ряде других стран микрошарики в косметике уже запрещены.
Существенный источник загрязнения среды пластиковыми микрочастицами — автомобильные шины. В мире их ежегодно выпускается около двух миллиардов. Экотоксиколог Генри Обанайя из университета Портсмута (Великобритания) подсчитал, что полтора миллиарда автомобилей, циркулирующих по дорогам мира, ежегодно оставляют за собой 6 млн тонн шинной резины. Это 28% микропластиков, попадающих в окружающую среду. Шины производят из сложной смеси синтетической и натуральной резины с большим количеством химических добавок. Например, около 0,7% веса шины составляет оксид цинка. Он делает резину более прочной и повышает её стойкость к старению, причём 85% производимого химической промышленностью оксида цинка идёт в шины. Попадая в экосистемы даже в следовых количествах, наночастицы оксида цинка становятся токсичными, в первую очередь для водной фауны. Другая вредная добавка — химикат, известный как 6PPD. Это антиоксидант, защищающий шины от растрескивания, но его «отработанная» окисленная форма крайне ядовита для рыб и некоторых водных организмов.
В последние годы специалисты выделяют ещё одну категорию — нанопластики. По размерам их частиц (меньше 100 нанометров) они сопоставимы с небольшими бактериями.
Канадские экологи изучили загрязнение вод реки Святого Лаврентия, в долине которой живут более 45 млн человек. В 11 точках реки и её устья в верхних 40 см водной толщи обнаружены микроскопические фрагменты полиэфирных текстильных волокон, микрочастицы полиэтилентерефталата, полиэтилена, полипропилена, нейлона, полистирола… Влияние микропластика на организм ещё недостаточно изучено, но вряд ли к его обнаружению почти во всех органах и тканях можно относиться спокойно.
В материалах рубрики использованы сообщения следующих журналов: «Nature», «Medical Express», «New Scientist», «The Conversation» (Великобритания), «PLOS One», «Science», «Scientific American» (США), «Ageing Research Reviews» и «Frontiers in Toxicology» (Швейцария).