Каждый новый тип самолета служит конструктору исходной точкой для разработки следующего, который должен, разумеется, превосходить уже созданный по скорости, дальности и высоте полета. Для этого, однако, необходимо многое, и в частности все новые и все более легкие и прочные материалы.
Основной конструкционный материал в авиации - алюминий - металл легкий, но хрупкий, в него для упрочнения издавна добавляют примеси других металлов. Распространенный, например, еще с довоенных времен дюралюминий содержит до 5,2% меди, до 2,7% магния и до 1,0% марганца, а разработанный в СССР в 50-х годах сплав В95 - еще и цинк. Одна из модификаций В95 оказалась столь прочной, что из нее начали производить крылья; снабженные ими наши самолеты долго и безаварийно "трудились" во многих странах мира.
Но фюзеляжи этих самолетов все еще выполнялись из дюралюминия, а отечественные конструкторы продолжали поиск еще более прочного и более легкого сплава.
Первый алюминиевый сплав, содержащий литий и отличавшийся не только высокой прочностью, но и упругостью, коррозионной стойкостью и хорошо поддающийся сварке, был разработан в 1965 году, а уже через пять лет начался серийный выпуск первого самолета с фюзеляжем из этого сплава (он обозначался цифрами 1420). Это был самолет с вертикальным взлетом Як-36, и поныне успешно эксплуатируемый в разных модификациях. Но фюзеляж его выполнялся клепаным: детали накладывались одна на другую внахлест при помощи заклепок.
В 1986 году из этого сплава изготовили три первых целиком сварных самолета МиГ-29. Их производство должно было стать серийным в 1990 году, но именно в тот год его остановили вообще.
Тем не менее опыт сварного МиГ-29 стал широко известен в мире, и теперь - в значительной мере под влиянием этого - в Европе и в США ведут работы по созданию сварных фюзеляжей больших самолетов.
И. ФРИДЛЯНДЕР. Эпоха сверхлегких цельнометаллических сварных самолетов из алюминиевых сплавов. "Металловедение и термическая обработка металлов" № 3, 2000, стр. 10-17.