Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Наш май

Кандидат искусствоведения Надежда Трегуб, Государственный Дарвиновский музей

Книги с иллюстрациями Мая Петровича Митурича, не сомневаюсь, есть в каждом доме. Это неудивительно, художник оформил более ста детских книг — просто руку протяни! И почерк его определишь сразу по быстрой стремительной манере рисования. Книга моего детства «Маугли» Редьярда Киплинга была с иллюстрациями Митурича; её читали мой брат Владимир и я, мои дети Вениамин и Алёна. Никакого другого «Маугли» ни они, ни я в детстве не видели. Только став взрослой и придя на работу в Дарвиновский музей, я узнала, что первым художником, оформившим «Маугли», был Василий Алексеевич Ватагин (1883—1969).

В Дарвиновском музее, в разделе изобразительного искусства хранится 29 произведений М. П. Митурича. Несколько его работ демонстрировались на временных выставках, но персональной у нас не было. В этом году исполняется 100 лет со дня рождения любимого художника. Персональная выставка под названием «Дошёл до Берлина, Май Митурич» откроется у нас в музее 6 мая.

М. П. Митурич. Остров Топорков. 1978. Бумага, акварель, гуашь. Государственный Дарвиновский музей. «Крылья у топориков маленькие, а хвостов почти совсем нет, так что рулить им приходится лапками. Растопырит топорик в воздухе лапки и разворачивается. Лапки

Май Петрович Митурич-Хлебников родился 29 мая 1925 года в семье художников Петра Васильевича Митурича и Веры Владимировны Хлебниковой. Родился в мае — и назвали Маем. Другой профессии, кроме художника, родители для сына не видели.

1941 год для семьи начался трагически, в январе умерла мама, Вера Владимировна. Отец был ошеломлён потерей супруги, не работал. Для того чтобы жить, продавались какие-то вещи из дома. К июню 1941 года ценных вещей в семье не осталось. С началом Великой Отечественной войны всё осложнилось во много раз.

Всем известно про блокадные 125 г хлеба, а как обстояли дела в Москве? Продукты были по талонам. Карточки выдавались не только на хлеб, но и на мясо, рыбу, крупу, а фактически в продаже был только хлеб. Для того чтобы его купить по талону, надо было работать. ...И Май Митурич шестнадцатилетним вышел на работу в «Окна ТАСС» трафаретчиком.

Наше представление о типографской работе сформировано СМИ: на экране показывают валы, между которыми прокатывается бумага и машинным способом наносится краска. Так и было, но в довоенное время. Во время войны во многих производственных процессах произошёл откат назад. Для изготовления типографской формы требуется металл, а весь металл направлялся на нужды фронта. И для изготовления формы требуется время, а времени-то и не было. Днём художник приносил рисунок, из него изготавливалось несколько трафаретов, и ночью печатался тираж вручную, чтобы на следующий день весь город был обклеен плакатами. Работа однообразная, тусклое освещение, в отоплении города были постоянные аварии, трубы замерзали, лопались. И очень скромная оплата: гонорар художника — автора плаката — был значительно больше, чем зарплата трафаретчика. Май покупал хлеб — буханку хлеба на двоих. Разрезал хлеб пополам (половина отцу) и свою половину съедал мгновенно. Если вы слышали истории, что во время войны семьи варили мёрзлую картошку или варили кисель из обойного клея, так это в тех семьях, где была женщина-хозяйка. В семье Митуричей — престарелый отец и юноша-подросток, они были совершенно не приспособлены вести хозяйство...

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее