Как они работают
Когда-то лифты были с ручным приводом. Разумеется, вращали рукоятки лебёдок не благородные пассажиры, а их слуги. Потом появилась паровая машина, а вслед за ней, ближе к концу XIX века, подоспели электромоторы. С тех пор принцип работы лифта почти не изменился.
На крыше или на чердаке здания, где находится лифт, размещается машинное помещение. В нём вертикально стоит электродвигатель и червячный редуктор, который замедляет вращение и увеличивает усилие. Двигатель в блоке с редуктором носит название лифтовой машины, или лебёдки. На выходном валу редуктора установлен тяговый шкив — большое чугунное колесо с канавками-ручьями по внешнему диаметру. По этим канавкам пропущены стальные канаты, обычно не совсем правильно называемые тросами. Канаты опускаются в лифтовую шахту — вертикальный туннель, проходящий через все этажи здания. Один конец каната крепится к кабине лифта, другой связан с противовесом через дополнительный шкив, чтобы канат дотянулся до пути движения противовеса в шахте позади кабины. Противовес — это набор чугунных или бетонных грузов, собранных на раме. При вращении шкива лебёдки противовес и кабина скользят или катятся на резиновых роликах по рельсам-направляющим, закреплённым на стенах шахты.
Задача противовеса — уравновешивать массу кабины с пассажирами. Когда кабина движется вверх, противовес опускается, и наоборот. В результате двигателю не приходится поднимать полный груз, он только перемещает примерно равные массы туда-сюда по вертикали. Поэтому и мощность мотора не очень велика — для лифта грузоподъёмностью 350 кг (это лишь пассажиры и багаж без учёта массы кабины) достаточно электродвигателя мощностью всего около 5 кВт. Что даже меньше полной мощности четырёхконфорочной электрической плиты...