Первые греческие колонии появились на берегах Керченского пролива на рубеже VII—VI веков до н. э. (см. статью «Греки на краю мира», «Наука и жизнь» № 8, 2025 г.). В шестом веке их стало довольно много: Пантикапей, Мирмекий, Тиритака, Нимфей — на Керченском полуострове; Кепы, Гермонасса и Фанагория — на Таманском полуострове, который в то время был ещё архипелагом островов. Каждый из городов изначально представлял собой самостоятельный полис — небольшое государство со своей гражданской общиной, народным собранием и выборными правителями. Но около 480 года до н. э. некие Археанактиды объединяют несколько городов в царство, а в 438 году до н. э. их сменяет династия Спартокидов.
Больше об Археанактидах древние авторы ничего не сообщают, и что именно произошло в 480 году до н. э., из сохранившихся источников неясно. Но археологические находки говорят, что примерно к этому времени относятся следы разрушения во многих городах Боспора Киммерийского, в том числе крупнейшем из них — Пантикапее. К этим следам в Пантикапее принадлежат бронзовые наконечники стрел так называемого скифского типа, детали конской упряжи и некоторые другие предметы в скифском зверином стиле.
Так что будущую столицу Боспора разрушили, видимо, скифы. Но связаны ли с ними разрушения в других городах? Именно нападение «варваров» — а варварами, повторим, греки называли все другие народы — подтолкнуло греков к объединению или часть этих разрушений — следы этого «объединения», которое могло быть и насильственным?
Один из вариантов ответа предлагает недавняя находка из Фанагории — обломок клинописной надписи**, в которой фигурирует имя персидского царя Дария.
Сейчас это единственная древнеперсидская надпись, которую нашли за пределами Персидской империи. К сожалению, её содержание непонятно, потому что она сильно повреждена. Имя царя стоит в родительном падеже, так что в надписи могла идти речь о Ксерксе, сыне Дария, а не о нём самом. Обстоятельства находки, кажется, подтверждают эту версию — её нашли в слое, который может датироваться временем около 480 года, когда Персией правил Ксеркс. А значит, она могла быть связана с появлением Боспорского царства.
Некоторые исследователи предполагают, что царство образовалось в результате прямого вмешательства персов — они могли послать на Киммерийский Боспор военную экспедицию. Первые боспорские династы Археанактиды в этом случае становятся персидскими ставленниками, а появление царства — частью подготовки Ксеркса к завоеванию Греции.
При такой трактовке боспорские события 438 года до н. э., когда династию Археанактидов сменяют Спартокиды, тоже вписываются в историю греко-персидского противостояния. Плутарх рассказывает, что примерно в это же время афинский полководец Перикл возглавил экспедицию «в Понт», «сделал для эллинских городов всё, что им было нужно», а «окрестным варварским народам, их царям и князьям он показал великую мощь, неустрашимость, смелость афинян, которые плывут, куда хотят, и всё море держат в своей власти». Одним из результатов этого похода стало свержение тиранов в Синопе, на южном берегу Чёрного моря, так что и падение проперсидской династии Археанактидов тоже вполне мог устроить Перикл...