№11 ноябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

АВТОМОБИЛЬНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ ПОЯВИЛОСЬ НЕ СРАЗУ...

Рено ВХ 14CV 1906 года с ацетиленовыми фарами.

Сейчас трудно себе представить, что первые автомобили обходились без источников света. Никому и в голову не приходило передвигаться на самобеглой коляске ночью. И днем-то ездить было опасно, а в темноте - и подавно. Но время шло, автомобиль из диковиной игрушки постепенно превратился в полноценное транспортное средство, а транспорт, как известно, нужен в любое время суток.

Первым делом к машине попробовали приделать керосиновые фонари. Но они давали слишком мало света и решали, скорее, проблему обозначения габаритов автомобиля, а не освещения дороги. Значительно лучше с этой задачей справлялись ацетиленовые светильники, которые к началу ХХ века успешно использовали как паровозные прожекторы. Примерно такие же прожекторы, только меньшего размера, начали ставить на автомобили. Бак для получения ацетилена из карбида кальция устанавливали на подножке со стороны водителя. Чтобы включить фары, ему (или механику) приходилось вручную открывать кран подачи ацетилена, выходить из машины, открывать фары и зажигать в них горелки спичкой.

В начале 1920-х годов на автомобилях стали появляться электрические фары. Они в это время представляли собой обычный прожектор и даже при сравнительно небольшой мощности ламп (не более 30-40 Вт) нещадно слепили водителей встречных машин. Боролись с этим разными способами. При разъезде со встречной машиной фары наклоняли вниз (для этого даже были разработаны специальные рычажные, тросовые и гидравлические механизмы). Существовали и другие корректоры света в фарах. К примеру, накал ламп снижали с помощью реостата. Его рычажок выводили на панель приборов, и водитель мог регулировать им яркость свечения фар. Понятно, что и тот, и другой способы существенно затрудняли управление машиной в ночное время, ведь работа с механизмами управления фарами отвлекала водителя, да и установить фары точно в исходное положение удавалось не всегда.

В это же время на некоторые дорогие машины стали устанавливать разные фары для дальнего и ближнего света. Они имели разную мощность: дальний свет - 30-50 Вт, ближний - 20-30 Вт. "Ближние" фары наклоняли так, чтобы они освещали дорогу в 15-20 метрах впереди машины, а "дальние" светили на 40-60 метров.

Ничего принципиально нового с тех пор не придумали. Остались и корректоры фар, и разделение света на ближний и дальний. Правда, техническое исполнение этих приемов ушло далеко вперед и достигло такого совершенства, что узнать в современной фаре паровозный прожектор уже невозможно.

См. в номере на ту же тему

Кандидат технических наук Д. ЗЫКОВ - Автомобильные фары и лампы.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Техника. Страницы истории»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее