№11 ноябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

БЕСПРОВОДНЫЙ ТРАМВАЙ

Кандидат технических наук В. Хортов

Очень может быть, что знаменитая московская "Аннушка" лишится в недалеком будущем своего традиционного украшения - пантографа и будет выглядеть так.

Выражение "изобрести велосипед" давно стало идиоматическим и означает создание чего-то давно существующего. Трамвай в этом смысле, казалось бы, велосипеду не уступает, и все же специалисты лаборатории перспективных разработок Московского государственного технического университета МАМИ (Так теперь называется Московский автомеханический институт) изобрели именно трамвай. От обычного он, разумеется, отличается, и прежде всего тем, что он ... беспроводный, то есть не потребляет энергии от электросети и вообще не нуждается в подвесной контактной системе.

Следует отметить, что именно из-за этой системы трамвай в последние десятилетия постепенно выходил из употребления, и, к примеру, в Москве сегодня трамваев меньше, чем до 1917 года. Строительство и эксплуатация необходимых для него контактных сетей, буквально опутывающих своими проводами улицы города, обходятся недешево и создают к тому же значительные неудобства. Чтобы подвести к движущему ся вагону мощность 100-200 кВт (а именно столько потребляет тяговый двигатель трамвая при "пиковых" нагрузках), в контактную сеть подают ток высокого напряжения, используя в качестве обратных токоведущих элементов рельсы. Это, кстати говоря, тоже имеет свои недостатки: блуждающие в почве токи оказывают разрушительное действие на разного рода подземные сооружения.

В МАМИ подсчитали, что средняя потребляемая двигателем трамвая мощность не превышает 5 кВт (в 20 раз меньше, чем у безрельсового транспорта), и именно столько трамваю и нужно. Но для этого он должен быть оснащен накопителем энергии, запасающим ее при холостом ходе, торможении и на стоянках и отдающим при разгоне и на подъемах. Тогда, к примеру, при торможении кинетическая энергия трамвая не будет расходоваться на тепло в тормозах, а станет передаваться накопителю. Используя для этой цели электрический конденсатор, можно рекуперировать до 50% энергии торможения.

Что же касается источника энергии, то им в новом трамвае будет служить небольшая электросиловая установка, приводимая в действие маломощным (всего 7 л. с.) двигателем внутреннего сгорания. Всегда работая в постоянном режиме - без форсажа, такой двигатель не может повлиять на экологическую обстановку в современном городе, заполненном множеством автомобилей с мощнейшими двигателями. Зато возможность отказаться не только от подвесной контактной сети, но и от сложных и дорогих питающих подстанций даст, по мнению авторов разработки, весьма значительную экономию.

Уменьшенная модель такого трамвая уже действует сегодня в МАМИ. Она представляет собой вагончик на 6 пассажиров, весит 1 т и питается от электрогенератора мощностью 1 кВт, расходующего 10-12 г бензина на 1 км. До скорости 60 км/ч она разгоняется всего за 5 с.

Разработан в МАМИ и проект перевода на беспроводную тягу всего существующего трамвайного парка, а также электричек московского железнодорожного кольца. А в перспективе и автобусы, куда более вредные с точки зрения экологии, тоже можно было бы заменить новыми трамваями.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Вести из институтов, лабораторий, экспедиций»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее