КОЛЛЕКЦИЯ РАССКАЗОВ МЕМОРИАЛЬНЫХ

ДОЛГОЖИТЕЛЬСТВО В МАТЕМАТИКЕ

Американский математик венгерского происхождения Пауль Эрдеш (1913—1996) по творческой продуктивности превзошел рекорд Леонарда Эйлера: за свою долгую жизнь он опубликовал более полутора тысяч научных сообщений, статей и книг.

После полувекового юбилея Эрдеш стал слегка кокетничать своим возрастом. Однажды на вопрос «Сколько же вам лет?» математик ответил:

— Два миллиарда пятьдесят шесть лет.

И пояснил:

— Видите ли, когда я родился, геологи говорили, что возраст Земли — два миллиарда лет, а теперь утверждают, что целых четыре. Так что за это время я здорово постарел!

После 60 Эрдеш, подписывая письма, стал прибавлять к своей фамилии буквы POGM. Такие добавления обычны для западных ученых: сокращениями обозначают членство в научных организациях. Например, буквы FRS, следующие после фамилии, означают «член Королевского общества». У признанных мэтров постепенно набирается целый шлейф таких букв после фамилии. Но, как разъяснил математик, сокращение POGM означало (по первым буквам английских слов) «бедный старый великий человек».

Время от времени Эрдеш добавлял одну-две буквы, и к 75 годам за его фамилией следовала аббревиатура POGMLDADLDCD, что означало «бедный старый великий человек, ходячий мертвец, археологическая находка, признан покойным, считается усопшим».

В эти годы один из молодых сотрудников Эрдеша сказал о нем:

—Жаль, что я не знал его тогда, когда он думал в миллион раз быстрее, чем обычные люди. Теперь-то скорость его мышления превышает нормальную всего в несколько сотен раз!

НЕЛЬЗЯ ЛИ ПОВТОРИТЬ ЗАТМЕНИЕ?

22 апреля 1724 года французский король Людовик XV наблюдал солнечное затмение. Пояснения давал королевский астроном, директор парижской обсерватории Жак Кассини. Когда затмение кончилось, подъехали две маркизы. Король объявил им, что представление уже окончено. Одна из маркиз воскликнула: — Но, ваше величество, если вы позволите мсье Кассини, он несомненно будет столь любезен, что повторит затмение!

Другие статьи из рубрики «Коллекция рассказов мемориальных»