Как-то в мае в саду наших соседей по даче мне попалось на глаза растение, не обратить внимание на которое было невозможно. Это был как бы специально составленный букет из ярких красно-оранжевых колокольчиков, увенчанный султаном остроконечных листьев. И все это великолепие располагалось на мощном стебле.
"Что за растение?" - поинтересовался я.
"Да вот недавно мне продали луковицу, - ответил сосед. - Называется "рябчик". Я и сам не представлял, что из нее получится!"
И тут я вспомнил, что еще в студенческие годы встречал под Москвой в окрестностях Приокско-террасного заповедника симпатичный цветок с таким же названием. Но тот рябчик был скромным одиночным растением с крапчатыми лепестками красновато-сиреневого оттенка, собранными в бокаловидный склонившийся к земле цветок. Узкие листья рябчика на верхушке закручивались в виде кудряшек, а сам он прятался среди пышных трав полуостепненной опушки заповедного леса. Он, конечно, занял свое место в гербарии нашего биологического факультета, но большого впечатления на нас не произвел.
С тех пор я узнал несколько других видов рябчиков. В степных останцах Центрально-Черноземного заповедника под Курском мне показали рябчик желтый (F. lutea). Желтоватые крапчатые цветки его имеют почти правильный шахматный рисунок, характерный для представителей этого рода и некоторых других лилейных. На Курилах я познакомился с рябчиком камчатским (F. camtschatcensis), по местному - сараной. Он растет как на азиатском, так и на американском побережье Тихого океана, особенно обильно на Камчатке. Темно-фиолетовые цветки камчатского рябчика отличаются неприятным запахом, но его горьковатые луковицы тем не менее употреблялись в пищу камчадалами и индейцами и даже вывозились в Америку. Камчадалы заготавливали мясистые чешуйки-листья луковиц и сушили, нанизывая на нитку. Иногда они пользовались запасами из "кладовых" полевки-экономки. Заготовки сараны шли на экспорт под названием "северо-западный рис".
Внешний вид рябчиков достаточно экзотичен, и поэтому многие из них используются как декоративные цветы. В частности, рябчик, называемый императорским (F. imperialis), который так поразил меня при первой встрече с ним, близок к дикому виду - рябчику Эдуарда (F. eduardii), встречающемуся на горных склонах Памиро-Алая.
Рябчики содержат алкалоиды, благодаря чему их используют в качестве лекарственных растений. Поскольку рябчики всегда обращают на себя внимание, они рискуют быть уничтоженными недобросовестными сборщиками экзотических цветов. Примеры исчезновения ландышей и незабудок в Подмосковье заставляют особенно бережно относиться к таким растениям.