№12 декабрь 2025

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

АВТОСЕРВИС

Ю. ГОЛЬДШТЕЙН

Наука и жизнь // Иллюстрации
"Автосервис ВАЗ". Рис. М. Аверьянова.
"Автосервис ВАЗ". Рис. М. Аверьянова.

     Непрерывно растет число легковых автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули», выходящих из ворот Волжского автомобильного завода в городе Тольятти, и не за горами тот момент, когда завод «выйдет» на проектную мощность, и станет выпускать свыше двух тысяч машин в день. Но уже сегодня существующие станции технического обслуживания автомобилей испытывают трудности от наплыва «Жигулей», а владельцы автомобилей справедливо говорят о низком качестве технического обслуживания почти на всех станциях.

     Как же решается проблема технического обслуживания, и гарантийного ремонта автомашин ВАЗ-2101 «Жигули»? С этим вопросом специальный корреспондент журнала Н. Зыков обратился к заместителю директора производства ВАЗ Ю. ГОЛЬДШТЕЙНУ.


     Волжский автозавод - это принципиально новая система производства. Так начал свой рассказ Юрий Григорьевич Гольдштейн.

     Возьмем несколько цифр.

     Что такое 2 200 автомашин в день? Это только одних колес 11 тысяч штук, не говоря уже о других комплектующих деталях. По старой мерке, когда хозяйственник для нормальной работы предприятия должен был иметь десятидневный запас комплектующих изделий, ему пришлось бы создавать гигантский склад только для одних колес их полагалось бы держать в запасе сто десять тысяч штук. Ну, а если учесть все комплектующие изделия для «Жигулей», складские помещения Волжского автозавода превысили бы площадь самого завода. ВАЗ работает без складов. Такая работа требует высокой точности планирования производства на смежных предприятиях - поставщиках комплектующих изделий, четко налаженного транспорта этих изделий к рабочему месту буквально «с колес»

     Я все время подчеркиваю высокую четкость и точность производства потому, что без них невозможно выпускать такую машину, как ВАЗ-2101. Но высокая точность, и четкость всех операций при изготовлении автомобиля требуют практически такой же точности и при его техническом обслуживании. «Жигули» - принципиально новый аппарат, и с ним нельзя обращаться по старой, хотя и проверенной схеме он требует педантичного соблюдения правил техобслуживания, предусмотренных специально для него.

     Существующие на сегодняшний день станции техобслуживания не отвечают, и не могут отвечать требованиям, которые мы, автомобилестроители, предъявляем к ним. Да, собственно говоря, мы и не можем ничего от них требовать эти станции никакого отношения к Волжскому автозаводу не имеют.

     В прошлом году Совет Министров СССР принял постановление о строительстве в нашей стране тридцати трех специализированных автоцентров Волжского автозавода для технического обслуживания, и ремонта автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули».

     В каждом таком центре высококвалифицированные специалисты именно по автомобилям ВАЗ будут проводить полный комплекс технического обслуживания «Жигулей», как это предусматривается «Сервисной книжкой», прилагаемой к каждому автомобилю, будут проводить гарантийный ремонт агрегатов, узлов, систем и автомобиля в целом.

     В каких городах намечается построить автоцентры ВАЗ?

     В Алма-Ате, Баку, Волгограде, Воронеже, Горьком, Грозном, Днепропетровске, Донецке, Ереване, Казани, Каунасе, Киеве, Кишиневе, Краснодаре, Куйбышеве, Ленинграде (Красное Село), Минске, Одессе, Риге, Ростове-на-Дону, Саратове, Свердловске, Симферополе, Таллине, Ташкенте, Тбилиси, Тольятти, Уфе, Харькове, Челябинске. Для Московской области предназначены три центра в городах Воскресенске, Чехове, и Яхроме.

     В чем отличие центра от существующих ныне станций автотехобслуживания?

     Отличие коренное. Автоцентр - это цех Волжского автозавода, где автомобили ВАЗ продаются, обслуживаются, и ремонтируются. Сейчас станции техобслуживания - СТО - заводу не подчиняются, но имеют представителя завода. Представитель завода лишь определяет, по чьей вине возник тот или иной дефект по вине потребителя или по вине завода. В центре не будет такого «двоевластия» поскольку это цех завода, то, и хозяин у него один - ВАЗ. Иными словами, ВАЗ продает, гарантирует, обслуживает, ремонтирует.

     В задачу центра входит относительно большой объем продажи - 5 тысяч автомашин в год, то есть почти двадцать авто в день. А это потребует только для предпродажной подготовки автомобилей около восьмидесяти человеко-часов.

     Предпродажная подготовка - определенный комплекс операций, который необходимо выполнить прежде, чем вручить владельцу ключи от автомобиля. Если весь комплекс операций выполнен точно, Волжский автозавод может ручаться, что практически никаких претензий к автомобилю (а, следовательно, и к заводу) владелец «Жигулей» иметь не будет.

     Приведу лишь один, но характерный пример. Одновременно с началом продажи «Жигулей» на завод, и в Министерство автомобильной промышленности СССР посыпались многочисленные и резкие жалобы покупателей на качество окраски почему она плохая - матовая, и шероховатая. А дело было вовсе не в окраске просто перед продажей с машин не снимали специальную консервирующую пленку, которая предохраняла окраску от повреждений при транспортировке машин.

     Предпродажная подготовка включает расконсервацию автомобиля, проверку всех систем, проверку работы стеклоподъемников, замков, подкраску мелких царапин, проверку герметичности систем, установки фар, проверку и при необходимости подтяжку креплений, проверку действия тормозов на ходу. Только убедившись, что машина в идеальном порядке, можно продавать ее.

     Эта предпродажная подготовка отнюдь не означает, что автомобиль не прошел ОТК завода или, что машина сделана на заводе кое, как, нет, просто в процессе транспортировки возможны, какие-то мелкие разладки, которые, если их сразу же не устранить, приведут к нежелательным последствиям. Сейчас, несмотря на все старания завода, магазины не проводят, и десятой доли предпродажной подготовки, и в результате на первых порах - в пределах пятисот километров пробега - очень велико количество мелких рекламаций, до обидного мелких. Специальное изучение рекламационных претензий показало, что причина их - отсутствие предпродажной подготовки.

     В отличие от существующих станций центры будут продавать также, и запчасти. Впервые в условиях нашей автопромышленности предусмотрена продажа большой номенклатуры запчастей - более полутора тысяч наименований.

     Выпуск запчастей налажен и идет полным ходом предприятия сейчас способны полностью обеспечить запчастями. И автовладельцам пора уже менять свою психологию - не заниматься оптовой закупкой. До сих пор многие автовладельцы набирают в запас то, что нужна приобретать по мере надобности. Я лично был свидетелем, как в Москве, в магазине на Дмитровском шоссе, один товарищ купил сразу пять фар для «Жигулей»

     - Зачем так много? - поинтересовался я.

     - Пусть лежат, хлеба не просят, - ответил мне покупатель, и со счастливым лицом уложил фары в багажник.

     А действительно, зачем ему столько фар сразу, если он не собирается их бить? И мало «того, что он омертвил собственных шестьдесят рублей (каждая фара стоит двенадцать рублей), он омертвил фары, которые могут понадобиться другому.

     Предприятия, выпуская запчасти, не рассчитывают на их «замораживание». Замечу никому ведь не придет в голову покупать в запас кинескопы к телевизорам. Если испортится кинескоп, можно в любой момент приобрести его. Точно так же следует относиться, и к запчастям, то есть покупать их по мере надобности.

     Производственная программа центра - техническое обслуживание, и ремонт 13 тысяч автомашин Волжского автозавода в год. Это несравнимо больше, чем делают существующие станции автотехобслуживания. В основу организации производства в автоцентре положен опыт лучших зарубежных станций по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. При планировании центра соблюдено рациональное движение автомобиля - так расположены цехи, и отделения. Все службы сблокированы в одном корпусе.

     Цех технического обслуживания и ремонта автомобилей без служебно-бытовых помещений займет площадь около восьми тысяч квадратных метров, магазин продажи автомобилей, и запчастей будет площадью около тысячи трехсот квадратных метров, а общая площадь всех хозяйств центра составляет почти четырнадцать тысяч квадратных метров.

     Технологический процесс технического обслуживания и ремонта автомобилей в центре отличается от действующих станций в СССР тем, что с целью повышения производительности труда здесь принята так называемая прямоточная система установки автомобилей на рабочее место - без промежуточных стоянок в ожидании обслуживания. Центры оснащаются прогрессивным отечественным, и зарубежным оборудованием. Для очистки сточных вод предусмотрены современные очистные сооружения.

     В каждом центре будет свыше трехсот рабочих и 36 ИТР, причем подбор кадров происходит одновременно со строительством центров. Пока идет строительство, будущие рабочие центров пройдут через горнило ВАЗа, пройдут, и основательно познакомятся с работой на всех участках. Таким образом, в центрах будут не случайные люди, а квалифицированные специалисты - такие же, как на Волжском автозаводе.

     Какие организации будут вести строительство и в, какие сроки?

     Согласно постановлению Совета Министров СССР, строить автоцентры будут местные строительные организации, но из конструкций, и блоков, которые уже освоены на строительстве ВАЗа. На первый взгляд может показаться странным центр в Алма-Ате, а строительные детали везут из Тольятти. Такое положение вроде бы не вяжется с нашим пониманием экономии. Однако в этом есть смысл строительство будет вестись из конструкций проверенных, уже хорошо освоенных.

     Постановление о строительстве было принято в июле прошлого года, а через два месяца большая часть площадок для строительства была уже подобрана. И надо заметить, что представителям Управления капитального строительства автоцентров ВАЗ, как правило, помогают в их работе на местах непосредственно руководители партийных, и советских органов. Создание центров должно быть закончено в основном в нынешнем, и будущем годах.

     Каковы архитектурные особенности автоцентра?

     Смотрите цветную вкладку в этом номере журнала.

     Центр будет представлять собой одноэтажный производственный корпус с пристроенным к нему трехэтажным административно-бытовым зданием. Фундаменты производственного корпуса делаются из монолитного железобетона, несущие конструкции - из сборного железобетона, а ограждающие конструкции - из керамзитобетонных панелей, облицованных снаружи стеклянной плиткой. Цокольные плиты облицовываются плиткой типа «кабанчик»

     Административно - бытовое здание включает в себя магазин, контору, зал заседаний и столовую на 50 мест. Стоимость строительства одного центра - примерно 3,5 миллиона рублей. На территории центра предусмотрены три площадки для хранения новых, и отремонтированных автомобилей.

     Какие станции, кроме центров, будут обслуживать автомашины ВАЗ?

     Практически обслужить машину можно будет на любой станции, но гарантийное обслуживание-только в центре. А пока идет строительство центров, расширяются и специализируются существующие станции технического обслуживания. Для московских автомобилистов и, конечно, транзитных автомобилей ВАЗ в ближайшее время откроется специализированная станция объединения «Мосавтотехобслуживание» на Варшавском шоссе. Для «Жигулей», прибывающих на Черноморское побережье Кавказа, расширяется станция в Адлере, которая, следует заметить, благодаря стараниям ее сотрудников снискала среди автолюбителей славу одной из лучших

     В дальнейшем, когда центры ВАЗа вступят в строй, они постепенно обрастут сетью небольших станций, чтобы автолюбитель мог сделать все, что ему необходимо с автомобилем, поблизости от своего места жительства.

     Кроме того, существуют, и будут существовать передвижные станции автосервиса ВАЗ. Сейчас эти весьма мобильные станции осуществляют гарантийное обслуживание автомобилей ВАЗ в тех районах, которые удалены от, каких-либо станций автотехобслуживания. В дальнейшем, как мыслится, эти передвижные станции возьмут на себя функции «сервиса с доставкой на дом». Иными словами, водителю автомобиля достаточно будет позвонить по телефону и сказать, где стоит его автомобиль, - остальное будет заботой автосервиса ВАЗ. Это не за горами, как не за горами тот день, когда Волжский автозавод будет ежедневно выпускать 2 200 легковых автомобилей.

     В 1973 году в Москве, на территории парка «Сокольники», намечено провести первую в своем роде международную выставку «Автосервис-73», посвященную проблемам технического обслуживания, и ремонта автомобилей.

     На выставке будут представлены современные автомобили различных марок, автомобили, которые созданы с учетом требований специалистов по техобслуживанию. Большие площади отводятся экспонентам, представляющим современное оборудование для станций технического обслуживания и ремонта автотранспорта. Будут показаны предприятия по техобслуживанию, и ремонту автомобилей и других мотосредств транспорта, а также гаражное, и диагностическое оборудование, инструмент для ремонта.

     Специальные разделы выставки посвящаются обеспечению безопасности движения и современным требованиям к обустройству автомобильных дорог, авто, и мототуризму, технической литературе, и рекламе.

     По сложившейся традиции выставок во время работы «Автосервиса-73» в кино-лекционном зале парка «Сокольники» специалисты прочтут проблемные доклады, продемонстрируют учебные, и рекламные фильмы. И, конечно, во время выставки будут заключены договора на взаимные поставки оборудования для автосервиса.

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее