Взгляните на схему, помещенную в верхней половине цветной вкладки. Мелкозернистый фон, заполнивший цветной прямоугольник справа, - это руда, раздробленная на мелкие куски. Через выпускные воронки руда ссыпается в вагонетки. Ее побуждают к движению виброплатформы, приводимые в действие электромоторами. Электровоз везет нагруженные вагонетки по туннелю, в котором проложен рельсовый путь, - откаточному орту - и дальше по штреку к стволу шахты. Там руда поднимается на поверхность.
Как же удалось превратить огромный блок рудоносной залежи в аккуратный бункер, загруженный рудой, которая полностью готова к доставке на металлургический комбинат?
Перенесите свой взгляд по диагонали схемы, в левый верхний ее угол. Там вы увидите такой же откаточный орт, только без электровоза, и вагонеток. Вышележащий блок полностью выработан. Сбоку от опустевшего орта проложен другой, более узкий туннель - так называемый буровой горизонт. А семьюдесятью метрами ниже, как раз под ним проложен точно такой же туннель - горизонт подсечки. Сверху вниз от одного горизонта до другого пробуриваются скважины, с которых, собственно говоря, и начинается подготовка руды к добыче - к очистным работам, как принято говорить у горняков.
(Тут следует сказать, что наш рассказ превратился бы с вымысел, если бы не существовало буровых средств, позволяющих прокладывать в весьма прочных горных породах - , и притом с высокой производительностью - столь протяженные скважины. Такие бурильные полуавтоматы созданы в нашем Институте горного дела Сибирского отделения АН СССР, в лаборатории бурения под руководством доктора технических наук Б. В. Суднишникова. До этого подобной техники не было ни у нас в стране, ни за рубежом.)
Пять скважин в плане своим расположением напоминают печати на конверте. Размеры «конверта» - примерно метр на полтора. Снизу скважины затыкаются пробками; на дно образовавшихся «стаканов» до высоты в три метра засыпается взрывчатка. Взрыв - и готовы первые метры узкого вертикального колодца. Затем взрыв за взрывом, и весь колодец. Восстающий - так называют его горняки. Вокруг восстающего, а затем все дальше в глубь -рудного тела возникают новые скважины. Теперь их расположение в плане можно сравнить со следами идущего человека. Расстояние между цепочками следов - около трех метров. В пространстве две шеренги скважин намечают края будущей узкой полости - ее называют отрезной, или компенсационной, щелью. Нужна она потому, что толща руды, не стесненная хотя бы с одной стороны, легче поддастся взрыву. Взрывчатка в скважинах подрывается в той же последовательности, в, какой они прокладываются, и отрезная щель возникает по мере того, как от огромного рудного блока откалываются, рассыпаясь на куски, граненые столбики руды. Обрушенная руда ссыпается через выпускные воронки к откаточному орту в вагонетки. Тем временем по другую сторону орта прокладывается широкий туннель - подсечная траншея. Заранее готовятся другие воронки, через которые будет ссыпаться руда из другой половины разрабатываемого блока. Длинные скважины пронзают его весь сверху донизу - взрывы превращают блок в пространство, заполненное мелко раздробленной рудой. При определенном заполнении скважин взрывчаткой удается дробить руду на куски нужных размеров, иными словами, удается управлять размерами кусков.
Теперь несколько заключительных слов, сводящих сказанное в окончательное представление. Чтобы обрисовать ход очистных работ, нам потребовалось изобразить четыре блока. В изложенной последовательности работы ведутся одновременно во всех соседствующих блоках, так, что все они разом превращаются в склад измельченной РУДЫ.
Описанная технология совершенна, высокопроизводительна, и безопасна. Рабочие трудятся в хороших санитарно-гигиенических условиях. Непосредственно в забое их и вовсе нет. Люди выведены из всех опасных мест. В будущем планируется перейти на совершенно «безлюдную» технологию. За работой автоматов будет следить «телеглаз», конструируемый у нас в институте, в лаборатории управляющих систем. Полная автоматизация, и кнопочное, дистанционное управление машинами - именно так должен выглядеть, по нашему мнению, рудник будущего.
Его контуры все отчетливее вырисовываются в работах ученых Института горного дела СО АН СССР. Уже около двадцати лет в творческом содружестве с горняками Кузнецкого металлургического комбината они совершенствуют технологию ведения горных работ.
Метод добычи руды, описанный здесь, идет на смену старому. Представление о нем дает нижняя схема. Уже из рисунка видны его недостатки здесь больше вспомогательных ходов; работы не сконцентрированы; руда выбирается сначала из небольших, разрозненных блоков, между которыми остается нетронутая порода - целик; руду не удается дробить на куски нужных размеров и более чем наполовину приходится измельчать вторично; ее доставка в откаточный орт затруднена - здесь особенно высок травматизм. Эти, и другие недостатки традиционного метода не могут быть устранены, как его ни рационализируй.
В апреле прошлого года шахта Таштагольского железного рудника в Горной Шории была переведена на добычу руды по новой технологии. Из двадцати блоков действовал только один. Вместо сорока человек в смену работало лишь четверо. Месячный план был перевыполнен было добыто десять тысяч тонн руды вместо девяти по плану. На каждого рабочего из числа тех, кто участвовал в добыче и подготовке к ней, пришлось в среднем по 158 тонн руды за смену. Это больше, чем на лучшем зарубежном руднике (Кируна, Швеция), где сменная производительность по системе составляет 135 тонн. Следует особо отметить, что за все время работы не произошло ни одного несчастного случая.
Вот еще несколько цифр, показывающих преимущества новой технологии. Объем подготовительных работ сокращается в три раза, срок их выполнения - в четыре с 8 - 14 до 3 - 4 месяцев. В десять, и более раз возрастает производительность труда. В два раза падает себестоимость руды. Переход на новую технологию не требует дополнительных капитальных затрат»
В ноябре прошлого года на Таштагольском руднике проходила Всесоюзная школа горняков Министерства черной металлургии СССР по новой технологии добычи руды. Новый метод горнорудных работ, созданный в нашей лаборатории методов извлечения рудных ископаемых совместно с горняками Кузбасса, ждет своего широкого внедрения в практику.

