№01 январь 2026

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

ВАСИЛИСА ПРЕКРАСНАЯ - ИСТОРИЧЕСКОЕ ЛИЦО ИЛИ ЛЕГЕНДА?

Р. СКРЫННИКОВ, ДОКТ. ИСТОР. НАУК

     В фольклоре - поэтической летописи народа - отразилось множество событий далекого прошлого. За вымыслом историк нередко угадывает реальность.

     В предании о Василисе Прекрасной можно уловить едва различимое эхо той поры, которая оставила в памяти народной глубокую борозду. Сказы о грозном царе, гибели его сына, борьбе с боярской изменой - все эти фольклорные сюжеты ведут нас в далекий XVI век. Среди персонажей того времени, как будто можно обнаружить, и сказочную Василису. Как повествует один хронограф, в 1577 году царь Иван обручился со вдовою Василисою Мелентьевною «юже муже ее опричник закла; зело урядна, и красна, таковые не бысть в девах, киих возяще на зрение царю.» Сказки называют Василису «мудрой да лепообразной», в хронографе она «урядна и красна»

     Процитированный выше «Хронограф о браках царя Ивана Васильевича» принадлежал известному подделывателю древних рукописей Сулакадзеву. Рукопись переписана его рукой, и носит следы многократной правки. Историки, исследовавшие рукопись, не однажды высказывали предположение, что Василиса Мелентьевна - плод досужего воображения Сулакадзева. Такое предположение все же не согласуется с фактами. Помимо хронографа Сулакадзева, имя Василисы Мелентьевны упоминается в старинной летописи, принадлежавшей историку Н. М. Карамзину. О царе Иване Васильевиче, повествует эта летопись, «сказывают, что имал молитву со вдовою Василисою Мелентьевою, сиречь с женищем». Окончательно рассеять возникшее сомнение помогает архивная находка. На первый взгляд найденная архивная запись ничем не примечательна. Перед на ми текст старинной писцовой книги с описанием вяземских поместий. Текст невозможно заподозрить в подделке. В длинной веренице имен и названий встречаем такие строки «Государь царь, и великий князь Иван Васильевич всея Русии лета 7087 году. поместьем пожаловал Федора да Марью Мелентьевых детей Иванова в вотчину»

     Вяземская писцовая книга сохранила сведения о беспрецедентном случае. Обычно за службу царь жаловал дворян поместьями, которыми они владели, пока служили. Лишь иногда помещик мог получить поместье в вотчину, то есть в полную собственность. Но такие случаи при Грозном были очень редки. Почему пожаловали вотчину детям Мелентия Иванова? Чем замечателен этот человек, явно не принадлежавший к московской знати? Можно установить, что безвестный Мелентий Иванов был царским дьяком и, что первых служебных успехов он достиг накануне опричнины. Затем карьера (а может быть, и жизнь) приказного дельца внезапно оборвалась. Вспомним, что по хронографу Мелентия, мужа Василисы, «закла» некий опричник. Прошло много лет, и сироты худородного дьяка получили из фонда поместных земель вотчину на полторы тысячи десятин пашни - множество деревень с обширными лугами, и лесами. Не многие из знатнейших бояр могли рассчитывать на такую награду за самые важные заслуги перед государством. Сироты Мелентия не имели никаких заслуг, кроме одной. Они получили землю в 7087 году от сотворения мира или в 1578 - 1579 годах от Рождества Христова. А незадолго до того, как говорят летописцы, царь Иван «имал молитву со вдовою Василисою Мелентьевою»

     Можно ли утверждать, что сироты Федор, и Мария Мелентьевы, дети Ивановы, были детьми Василисы Мелентьевой? Тут нам надо познакомиться с одним обычаем времен Грозного. Люди шестнадцатого века не знали еще родовых фамилий. Приказным людям, и простонародью фамилии заменялись отчеством. Дьяка Мелентия именовали Ивановым, потому, что его отец был Иваном. Жену звали по имени мужа. Василиса Мелентьевна - означало «Василиса Мелентьева жена». Ее детей звали «Федор да Мария Мелентьевы, дети Ивановы»

     Василиса была не только прекрасной, но, и премудрой. Она избежала участи цариц Анны Колтовской, и Анны Васильчиковой, кончивших жизнь в монастыре, и обеспечила будущее детей. Правда, «Хронограф о браках» повествует, будто Грозный вскоре после свадьбы, «не отдохну заточи ю (Василису), чтя ю зря-щу яро на оружничаго Ивана Девтелева князя, коего, и казни». Но все это довольно сомнительно. Если бы Василиса подверглась опале, и заточению, ее дети не удержали бы в своих руках громадную вотчину. Между тем дети Василисы Прекрасной достигли совершеннолетия, и поделили между собой землю после того, как Марья Мелентьева вышла замуж. В вяземской писцовой книге читаем «и Марья шла замуж за Гаврила Григорьева сына Пушкина, и тое вотчину Таврило Пушкин да Федор Мелентьев промеж себя полюбовно поделили пополам»

     Итак, дочь Василисы Прекрасной вышла замуж за Гаврилу Григорьевича Пушкина. Неожиданное, и удивительное сочетание имен. Народные сказители дали бессмертие Василисе. Гаврила Пушкин получил не меньшую известность благодаря трагедии «Борис Годунов». Как известно, А. С. Пушкина всегда интересовала история его предков, и среди них он особенно выделял Гаврилу Пушкина. В черновом наброске «Начало автобиографии». А. С. Пушкин отозвался о нем, как об одном из самых замечательных лиц в эпоху самозванцев.

 

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее