КАК ВЫШИБИТЬ ПРОБКУ?

В материалах рубрики использованы статьи и сообщения следующих изданий: «Economist», «BBC Focus» и «New Scientist» (Англия), «Bild der Wissenschaft» и «VDI-Nachrichten» (Германия), «Discover» и «Wired» (США), «Зa m’interesse», «Science et Vie» и «Sciences et Avenir» (Франция).

Так выглядит моментальная картина распределения активности абонентов сотовых телефонов в австрийском городе Грац.

Неужели уличные пробки - неизбежное зло, связанное с развитием автомобилизации страны? Ни простые автолюбители, ни городские власти, ни инженеры не хотят с этим смириться, а поскольку проблема остро стоит во многих странах мира, то попытки ее разрешить многочислен ны и разнообразны.

Во многих странах Европы и в Японии созданы системы слежения за состоянием дорог, которые передают сведения о загруженных и свободных путях прямо на приборную доску автомобиля. Водитель может видеть "узкие места" и пытаться объехать их. Японская фирма "Хонда" даже снабдила 150 тысяч автомобилей, принадлежащих членам клуба любителей этой марки, системой спутниковой навигации, которая передает на центральный компьютер сведения о положении каждой машины и о цели поездки. А он, зная общее положение на дорогах, подбирает самый свободный маршрут персонально каждому автоводителю.

Эти системы основаны на датчиках, установленных под дорожным полотном или у обочины, а то и на простом наблюдении с полицейских вертолетов и наземных постов. Но английская фирма ITIS экспериментирует с системой определения загруженности дороги по сигналам сотовых телефонов. Такой телефон имеется сейчас практически в каждой машине, а то и не один - по числу пассажиров. Поскольку базовые станции сотовой телефонии следят за местонахождением каждого мобильного аппарата и обмениваются с ним кратковременными сигналами, даже когда он не занят разговором, по приборам сотовой сети можно определить, где концентрация телефонов высока, а где мала. А это говорит об интенсивности движения в данном районе - особенно если каким-то образом отсеять данные о телефонах, которые находятся в карманах велосипедистов и пешеходов. Сейчас фирма работает над этой проблемой.

В городе Редмонд (США) известная фирма "Майкрософт", чей главный офис там находится, создала систему прогнозирования пробок, похожую на метеобюро. По телефону или через Интернет перед выездом из дома водитель может обратиться в эту службу, указать цель поездки и время выезда и получить прогноз состояния интересующих его трасс. Указываются вероятные места пробок. Для прогноза используются как данные о количестве машин, поступающие в реальном времени, так и "исторические" сведения - где и какие пробки были на каждой дороге в прошлые годы. Учитываются и погода, и календарь выходных и праздничных дней, и даже массовые мероприятия вроде спортивных матчей, митингов и ярмарок. Прогнозами ежедневно пользуются 3000 сотрудников "Майкрософта", и точность предсказаний достигает 75%.

Несколько дальше пошли в Калифорнии, где подобная система еще и подсказывает водителю по Интернету или с помощью СМС-сообщений, как доехать до нужного места без стояния в заторах. А в городе Сакраменто с лета 2005 года местный телеканал дает с помощью этой службы прогнозы состояния дорог на будущую неделю наряду с прогнозом погоды.

Несколько групп исследователей в Германии и США считают, что бороться с дорожными пробками можно на уровне отдельной машины.

Во многих современных автомобилях имеется функция так называемого круиз-контроля. Это нечто вроде несложного автопилота, поддерживающего заданную скорость машины. Конструкторы уже несколько лет назад смогли усовершенствовать круиз-контроль, добавив к нему радар, который следит за расстоянием до предыдущего автомобиля в дорожном потоке. Если расстояние становится опасно малым для данной скорости, она снижается. Подсчитано, что, если бы все машины на дорогах США были оборудованы этим так называемым адаптивным, или активным, круиз-контролем, число ежегодных столкновений на дорогах страны уменьшилось бы на 12 000.

Оказалось, что у адаптивного круиз-контроля есть дополнительный эффект: он делает движение потока машин более плавным. Там, где человек резко останавливает машину, ударяя по тормозам, автомат снижает скорость постепенно и до точно рассчитанного предела. Компьютерная модель показала, что достаточно снабдить адаптивным круиз-контролем 20% автомобилей, чтобы полностью устранить некоторые типы пробок. И даже если только 13% машин будут иметь эту систему, положение существенно улучшится.

Пока круиз-контроль с радаром имеется в основном на дорогих и представительских моделях, но уже начинает появляться на автомобилях среднего класса.

Возможны и организационные меры борьбы с пробками. Например, в Лондоне ввели плату за въезд в центр города. А в Стокгольме с помощью американской фирмы ИБМ такая система автоматизирована. Водитель может установить на своей машине "радиометку", которая при въезде в центр сообщит о себе одной из 16 станций контроля, окружающих центр города. Плата списывается с банковского счета водителя. Автомобили, не снабженные "радиометкой", учитываются видеокамера ми с программой распознавания регистрационных номеров.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «О чем пишут научно- популярные журналы мира»

Детальное описание иллюстрации

Так выглядит моментальная картина распределения активности абонентов сотовых телефонов в австрийском городе Грац. Скопления работающих аппаратов, которые совпадают на трехмерной карте города с крупными магистралями и перекрестками, соответствуют образовавшимся пробкам.
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее