Он молодой и прошлом году отмстил свое сорокалетие, а для вуза эго не возраст. Но он, и старейший, старейший из высших учебных заведений этого профиля в нашей стране.
1 апреля 1930 года начал он самостоятельную жизнь, родившись на базе кожевенного факультета Московского химико-технологического института имени Д. И. Менделеева.
Специально для него на Садовнической улице (ныне улица Осипенко) было построено оригинальное здание. Строилось оно с «запасом» - на 700 студентов. В те годы вряд ли кто предполагал, что в скором времени здание окажется тесным и придется строить новый корпус.
Сегодня в Московском технологическом институте легкой промышленности обучаются 2 200 студентов, и по всем прогнозам число их будет расти.
Институт по праву гордится тем, что практически нет такой отрасли народного хозяйства нашей страны, где бы не трудились его воспитанники.
В этом пет ничего парадоксального кому, как не воспитанникам этого института, и карты в руки, когда дело касается одежды или обуви, будь то обычный костюм или любой специальный, необходимый, скажем, водолазу, пожарнику или космонавту.
Институт не только «кузница кадров», по, и крупнейший научный центр легкой промышленности Советского Союза. Лишь простое перечисление авторских свидетельств на изобретения, сделанные сотрудниками кафедр (разумеется, не без участия студентов), займет добрую половину этого номера журнала.
Как нельзя объять необъятное, так и нельзя рассказать обо всех интересных работах, выполненных в институте. Поэтому вниманию читателей предлагается мозаика из некоторых научных работ, с которыми познакомился в институте специальный корреспондент журнала Н. Зыков.
МАТЕМАТИКА И БРЮКИ,
Метод массового пошива одежды в корне отличается от методов, которыми пользуются индивидуальные портные, а технология поточного производства одежды - это целая наука.
Незадолго до Великой Отечественной войны коллектив кафедры технологии швейного производства совместно с московской фабрикой «Вымпел» разработал конвейерный поток для изготовления женских пальто. Были созданы, и специальные машины для обработки и сборки основных деталей верхней одежды на потоке.
Война прервала работы, и к ним вернулись уже в сороковых годах.
И вот, когда внедрялась новая технология на фабриках, выяснилось, что эффект от внедрения оказался много ниже, чем ожидалось машины были новыми, технология производства тоже новая, а метод конструирования деталей одежды оставался старым, доставшимся в наследство от портных-индивидуалистов. Этот метод предусматривал много швов, требующих сложной, и трудоемкой ручной работы. Вывод напрашивался сам собой при массовом пошиве по новой технологии нужно усовершенствовать конструирование одежды, исключить трудоемкие швы, например, боковые швы на брюках, передние швы на рукавах, швы, расположенные по краям бортов воротника. Полное или частичное исключение этих швов при сохранении формы изделия должно привести к улучшению качества изделий при массовом пошиве, и к рациональному использованию тканей.
Идея, как позднее показал опыт, была правильной, по, чтобы доказать ее верность, работникам кафедры потребовались годы швейники и конструкторы домов моделей относились к предложениям ученых скептически. Бытовало мнение, что бесшовный метод приведет к увеличению расхода тканей.
На помощь сотрудникам кафедры пришел великий русский математик, академик Пафнутий Львович Чебышев. Точнее, его работа «О кройке одежды», которую он доложил в 1878 году на конгрессе математиков в Париже. Сообщение это было тогда сенсационным. Суть его сводилась к тому, как математические методы могут помочь решить задачу «одевания поверхности тканью». Взяв за основу формулы П. Чебышева, сотрудники кафедры разработали новые конструкции деталей одежды, исключающие целый ряд швов. В этом деле кафедре помогали работники Московской швейной фабрики имени Э. Тельмана. Внедрение новой технологии принесло тельмановцам годовую экономию в размере 50 тысяч рублей. Кроме того, значительно увеличился выпуск добротной одежды.
Но, как это нередко случается, на пути нововведения встали рутинеры. В данном случае некоторые сотрудники научно-исследовательского института швейной промышленности. Не разобравшись в сути, они не оцепили нововведения, и надолго «заморозили» широкое внедрение прогрессивного раскроя тканей.
Много энергии пришлось затратить сотрудникам кафедры, пока новый метод не приобрел прав гражданства.
Сравнительно недавно производственная проверка показала, что бесшовная конструкция мужских костюмов - исключение швов в бортах, рукавах, на воротнике и брюках - Дает экономию ткани на одном изделии около 15 сантиметров (при ширине ткани 140 сантиметров).
Иными словами, каждый шестнадцатый костюм шьется за счет экономии.
Сейчас этот экономичный метод принят производственным объединением «Большевичка», а бесшовные костюмы выглядят лучше, чем «полношовные»
В заключение надо заметить, что первые в Советском Союзе книги-методики о том, как промышленно выпускать пальто, костюмы, и платья, появились в середине 30-х годов. Авторами книг были два студента-швейника, А. Савостицкий и С. Субботин. Сейчас А. Савостицкий руководит кафедрой технологии швейного производства Московского технологического института легкой промышленности.
ПОЛТОРЫ ШКУРЫ ИЗ ОДНОЙ
Шкура - так официально называется сырье, из которого делается кожа, - в свою очередь, сырье для кожевенных изделий, а главное для изготовления обуви.
В прошедшем году в нашей стране было изготовлено около 670 миллионов пар обуви. Можно представить, сколько драгоценных шкур понадобилось для этого! А специалист, знакомый с производством обуви, может добавить, что при этом ушло в отходы столько кожи, сколько требуется для изготовления примерно двухсот миллионов пар обуви. Конечно, отходы в данном случае - понятие относительное это кожа, которая не используется для изготовления доброкачественной обуви, а идет на другие цели.
Дело в том, что шкура по своей природе неоднородна только средняя ее часть - так называемый чепрак - пригодна для изготовления деталей обуви. Чепрак - это примерно 50% шкуры.
Сотрудники кафедры технологии кожи, и меха, руководимой И. П. Страховым, поставили перед собой задачу сохранить еще 26% шкуры для обувщиков. Десять лет шла работа над темой, и увенчалась успехом; процент отходов сократился до минимума. Если не бояться упрощений, можно сказать, что из одной шкуры ученые сделали полторы. И сделали они это не за счет, какого-то особенного раскроя, а за счет доведения качества почти всей кожи до качества чепрака. Помогла ученым химия.
Как известно, чтобы стать пригодной для обувной промышленности, шкура проходит сложную обработку, из которой основная часть - дубление.
Дубление - это операция, в результате которой шкура, лишенная волос, эпителия, и подкожной клетчатки, подвергается химической обработке, и превращается в кожу, у которой повышена степень разделения волокон, а эти волокна упруги.
Эффект дубления достигается введением в толщу кожи различных химических веществ, которые вступают во взаимодействие с белками кожи. При этом происходит качественное изменение волокон. В результате дубления структура чепрачной части становится более плотной, чем кожа на краях. Это объясняется тем, что по своей природе шкура в чепрачной части толще, и плотнее.
Ученые кафедры поставили перед собой задачу - найти такое химическое вещество, которое, совершенно не изменяя свойств выдубленной кожи, органически бы вошло в ее состав, усилив волокнистую структуру рыхлых участков.
Сотрудник кафедры Л. Б. Санкин взял на себя труд проверить серию полимеров. После многочисленных экспериментов он установил, что некоторые аминосмолы способны вступать в химическое взаимодействие с белками кожи, и усиливать белковую сетку рыхлых участков. Опыт показал, что смолы эти действуют избирательно, и усиливают именно рыхлую решетку, не трогая чепрака.
Молодой ученый установил, и режим введения аминосмол, оптимальные размеры молекул этого полимера, концентрацию, и температуру среды в процессе введения аминосмол.
Другой сотрудник, Д. А. Куциди, выяснил, что можно взять исходные мономеры, и производить полимеризацию их непосредственно в волокнах кожи.
Было установлено также, что, применяя те или иные полимеры, можно в зависимости от условий введения этих полимеров изменять свойства кожи в нужном направлении.
Эксперименты доказали также, что введение некоторых смол в кожу значительно повышает стойкость подошвенных кож к износу, к действию воды, и пота.
Сотрудник кафедры В. И. Смирнов, продолжая исследования с введением в кожу мономеров, установил, что если слить в одном процессе дубление, и введение мономеров, то можно не только получить отличные кожи, но, и сократить на 20% затраты дубящих веществ.
Сейчас на кожевенных заводах имени Э. Тельмана, и имени Радищева применяется новый вид обработки кож, позволяющий сохранить обувщикам пресловутые 26%. В переводе на обувь это двести миллионов пар обуви в год.
КОЖЕВЕННИКИ - МЕДИЦИНЕ
Коллаген - основной белок кожи. Отходы кожи в кожевенном производстве - это выброшенный коллаген. Биологические особенности коллагена, его не токсичность, незначительная антигенная активность, способность растворяться под действием ферментов, большая сорбционная емкость - все это позволяет широко использовать коллагеновые волокна, волокнистые структуры, губчатые структуры, и пленки в медицине например при лечении ожогов, в качестве гемостатического материала для изготовления полубиологических протезов кровеносных сосудов, и пищевода.
Профессор института И. С. Шестакова, занимаясь вопросами химии белков шкуры, одну из своих многочисленных работ посвятила исследованию возможностей растворения, и реконституции коллагена из отходов кожевенного производства. Под руководством И. С. Шестаковой сотрудник института Е. В. Минкин разработал метод полного, и относительно быстрого растворения коллагена при комнатной температуре.
Коллаген подвергается обработке десятипроцентным раствором натровой щелочи в насыщенном растворе сернокислого натрия. После нейтрализации, и промывки его растворяют в растворе уксусной кислоты.
Сотрудник кафедры технологии кожи, и меха С. А. Каспарьянц из продуктов растворения коллагена впервые получил коллагеновые волокна. Затем он разработал метод получения ориентированных, и неориентированных сетчатых структур, а его коллега Л. П. Истрапов разработал способ получения коллагеновых губок.
Эти работы подарили медикам простой, и дешевый способ получения коллагеновых препаратов из отходов кожевенного производства.
ВОЗДУХ НАПРАВЛЯЕТ ИГЛУ
Известно, что один неверный стежок, не говоря уже о целом шве, может испортить вид одежды или обуви.
Швы всегда доставляют много хлопот швейникам, и обувщикам, но особенно мучают их фигурные швы, требующие весьма точного исполнения.
Молодые ученые института Г. П. Сироткин, и В. А. Кононюк разработали остроумные системы, позволяющие с высокой скоростью, и без брака сшивать на машине детали обуви, и даже одежды сложной конфигурации.
Принцип устройства заключается в следующем. Рядом с иглой на машине укрепляется пневматический датчик, соединенный с направляющим иглу механизмом, и пневмоцилиндром. Датчик имеет сопло для выхода сжатого воздуха, и устанавливается на борт детали одежды или обуви так, чтобы сопло перекрывалось лишь наполовину.
Нормальное положение датчика не вызывает реакции в пневмоцилиндре, если же сопло закроется полностью или откроется, давление воздуха в чувствительном цилиндре изменится. Реагируя на изменения давления, сильфон с помощью штока подправит положение иглы, и датчика.
Как показали многочисленные эксперименты, система работает безотказно, и с высокой точностью.
Авторы получили авторское свидетельство на изобретение, а Подольский завод, известный своими швейными машинами, готовится к выпуску машин с оригинальной «следящей системой», которая облегчит труд швейников, и обувщиков, и поднимет производительность.
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КОЛЛАГЕН
Казеин - это сложный белок фосфопротеид, образующийся при свертывании молока под действием ферментов, расщепляющих белки (протеолитических ферментов), так называемого сычужного фермента или кислот. Казеин - главная составная часть таких продуктов питания, как творог, и сыр. Питательная ценность творога, и сыров, как известно, весьма высока, потому, что казеин является полноценным белком, содержащим все необходимые организму человека аминокислоты, и хорошо усваивается.
Казеин используется в пищевой промышленности, и в медицине для приготовления пищевых, и лечебных препаратов, богатых белком.
Казеин необходим, и кожевенной промышленности. Отечественная кожевенная промышленность потребляет около 400 тысяч тонн казеина в год для обработки кож.
Сотрудник института С. Пиняк под руководством И. Шестаковой нашел возможность сохранить драгоценный казеин для пищевиков оказалось, что для покрывного крашения кожи в качестве пленкообразующего вещества в пигментных концентратах, и покрывных красках вместо казеина можно применять дешевые продукты растворения коллагенсодержащих отходов и неполноценного кожевенного сырья. Оригинальный метод апробирован на Осташковском кожевенном заводе, и Московском заводе обувных красок. Внедрение этого метода позволит исключить из употребления в кожевенной промышленности ценный пищевой казеин.
Исследования влияния различных способов обработки коллагена позволили разработать два новых способа получения желатина. Один способ состоит в выплавлении желатина из коллагена в так называемых буферных растворах. Второй способ - более экономичный и быстрый - заключается в замене длительного процесса «золения» коллагенсодержащего сырья (а процесс этот длится 1 - 2 месяца) короткой (1 - 2 су ток) щелочно солевой обработкой. Затем следует нейтрализация, выплавление, и все последующие операции по существующей технологии. Электронно-микроскопические исследования показали, что результаты длительной обработки и короткой совершенно идентичны.
При существующей технологии производства желатина длительный процесс не позволяет увеличить мощность желатиновых заводов, так, как нужна аппаратура большой емкости большое количество сырья все время находится в стадии незавершенного производства.
Новая технология позволяет сократить весь производственный цикл до 5 - 6 суток, и получать при этом желатин лучших сортов.
Производственная проверка способа была проведена на Московском желатиновом заводе.

