№01 январь 2026

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ГЕРЦЕН (К 85-летию со дня смерти)

3. В. СМИРНОВА, кандидат философских наук

Наука и жизнь // Иллюстрации

     21 ЯНВАРЯ 1870 года в Париже умер Александр Иванович Герцен, выдающийся русский революционер и мыслитель, писатель и публицист, сыгравший, по словам Ленина, «великую роль в подготовке русской революции»
     «Господствующей осью» своей жизни Герцен считал любовь к русскому народу, веру в него и желание «деятельно участвовать в его судьбах». Жизненный путь А. И. Герцена - неоспоримое доказательство глубокой справедливости этих слов.
     А И. Герцен родился в Москве 25 марта (6 апреля) 1812 года. Ему было 13 лет, когда над страной прозвучал гром пушек на Сенатской площади. Восстание декабристов, по признанию Герцена, разбудило его сознание. На Воробьевых горах, где ныне высится величественное здание Московского университета, Герцен вместе со своим другом Н. П. Огаревым поклялся продолжить дело декабристов и посвятить свою жизнь борьбе против рабства и насилия.
     К началу 40-х годов вольнолюбивые устремления юношеских лет выросли у Герцена в ясное понимание необходимости решительной революционной борьбы против крепостничества и царизма. Он отдается философской, публицистической и литературной деятельности. Один за другим выходят в свет его философские труды «Дилетантизм в науке», «Письма об изучении природы», роман «Кто виноват?», повести «Сорока-воровка», и «Доктор Крупов». В литературных произведениях этого периода, направленных против самодержавно-крепостнического строя, как и впоследствии в своем замечательном публицистическом романе-хронике «Былое и думы», Герцен гениальным пером большого художника нарисовал яркую картину тогдашней русской действительности.
     Труден был путь русского революционера. За организацию революционного кружка Герцен в 1834 году был арестован и сослан. После, первой ссылки последовала вторая. Преследуемый царским правительством, он уезжает в 1847 году за границу и более не возвращается на родину. В Лондоне Герцен основал «Вольную русскую типографию» (1853 г.), в которой издавался сначала альманах «Полярная звезда», продолжавший революционные традиции декабристов, а затем, с 1857 года - политическая газета «Колокол». Создание революционного печатного органа - великая историческая заслуга Герцена перед русской революцией. Герцен, как отмечал Ленин, первый поднял знамя борьбы против царской монархии путем обращения к массам с вольным русским словом.
     Герценовский «Колокол» звал на борьбу против самодержавного строя, во имя высоких идеалов социализма. Но, пропагандируя великие освободительные идеи и призывая к революции, Герцен не смог подняться до материалистического понимания истории, до научного социализма. Выступив со своей теорией так называемого «русского», «крестьянского» социализма, он заблуждался, полагая, что Россия, минуя капиталистическую стадию развития, сразу придет к социализму через крестьянскую общину.
     Три направления мысли Герцена скрестились и своеобразно сплелись в этой его теории. Е -первых, его разочарованность в западноевропейском утопическом социализме, понимание наивной иллюзорности веры Сен-Симона, Фурье, Оуэна в то, что социализм восторжествует в силу своей разумности и справедливости. Отсюда стремление Герцена найти объективную основу, реальный исторический зародыш социализма, за который он ошибочно принял русскую крестьянскую общину. Во-вторых, неверие в возможность близкой победы социалистической революции на Западе, вызванное в
     Герцене поражением революции 1848 года, когда, по словам Ленина, «революционность буржуазной демократии уже умирала (в Европе), а революционность социалистического пролетариата еще не созрела». И, наконец, попытка представить объективный ход истории по аналогии с развитием природы. Это привело его к выводу о том, что в истории, как и в природе, развитие идет многими путями и, следовательно, вполне возможен своеобразный путь развития России, отличный от пути западноевропейских государств.
     «Крестьянский» социализм Герцена был, как указывал В. И. Ленин, разновидностью утопического социализма. Но Ленин подчеркивал при этом его революционно-демократическое содержание, выражение в нем революционных стремлений и равенству со стороны крестьян, борющихся за полное свержение помещичьей власти, за полное уничтожение помещичьего землевладения.
     Проповедь социалистических идеалов тесно связывалась у Герцена с проповедью революции. Правда, путь Герцена-революционера не был свободен от некоторых либеральных иллюзий и отступлений в сторону либерализма, особенно сильно сказавшихся в 50-х годах в его апелляции к «верхам» с призывом к добровольному освобождению крестьян. Но при всех колебаниях Герцена между демократизмом и либерализмом демократ все же брал в нем верх. Когда Герцен в 60-х годах увидел в России революционный народ, когда он воочию убедился в подлом предательстве российских либералов, увидел в рядах борцов против самодержавия новую силу - революционеров-разночинцев, он смело встал на сторону революционной демократии, против либерализма. «Декабристы разбудили Герцена - писал В. И. Ленин. Герцен развернул революционную агитацию. Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского и кончая героями «Народной воли».
     В 60-е годы Герцен ведет активную практическую и пропагандистскую революционную работу. Он принимает деятельное участие в создании тайной революционной организации в царской армии, выступает в поддержку национально-освободительного движения В Польше, является горячим поборником объединения славянских народов. Герцен сумел преодолеть в себе и временный пессимизм, и скептицизм в отношении развития революционного движения на Западе. В известных письмах «К старому товарищу» (1870 г.) он решительно порывает с анархистом Бакуниным и с надеждой обращает свои взоры к I Интернационалу, созданному и руководимому К. Марксом.
     Через всю свою жизнь Герцен пронес глубочайшее убеждение в необходимости теоретической подготовки революционного действия. Понимание важности создания революционного научного мировоззрения заставило его обратиться к исследованию философских проблем. Созданные Герценом в этой области труды явились крупным вкладом в развитие домарксистской материалистической философии.
     Одной из главнейших идей Герцена в области философии была мысль о необходимости тесной. связи философской теории с жизнью, с практикой революционной борьбы. Герцен утверждал, что философия не должна замыкаться в чисто теоретической сфере; ее истинное призвание - служение практической общественной деятельности. Чем более теория расходится с практической жизнью, тем она становится «суше», «бесстрастнее», бесполезнее. Напротив, чем теснее связь науки, теории с жизнью, тем живее бьется пульс и практической деятельности человека, и его научной мысли. Герцен глубоко верил в жизненно-практическую направленность и силу передовой русской философии и науки «может мы,- писал он,- мало жившие в былом, явимся представителями действительного единства науки и жизни, слова и дела»
     Необходимым условием создания научной философии Герцен считал ее тесный союз с естествознанием. Философия, не опирающаяся на данные естественных наук, неизбежно теряет научный характер, погрязает в абстракциях, вырождается в идеализм. В свою очередь, естествознание для своего плодотворного развития нуждается в научной философской основе; без нее оно неизбежно приходит к неверным выводам при объяснении собранных фактов или превращается в простое описание явлений. Подчеркивая важную роль естествознания в формировании научного мировоззрения, Герцен исходил прежде всего из того, что естественные науки по существу своему материалистичны. Фактические сведения и экспериментальные данные, которыми они располагают для объяснения того или иного явления природы, помогают развеять мистический туман, уничтожить религиозные предрассудки. «Без естественных наук - писал Герцен - нет спасения современному человеку; без этой здоровой пищи, без этого строгого воспитания мысли фактами, без этой близости к окружающей нас жизни, без смирения перед ее независимостью, где-нибудь в душе остается монашеская келия и в ней - мистическое зерно, которое может разлиться темной водой по всему разумению»
     Основой научного взгляда на мир, по убеждению Герцена, должно быть признание объективной реальности природы, ее существования независимо от сознания. За попытку поставить сознание, мысль над природой, как первичное, Герцен отвергал любую религию и любой идеализм. Так, в частности, он подверг резкой критике гегелевский идеализм за его стремление «подавить духом, логикой природу», за то, что Гегель «хотел природу и историю, как прикладную логику, а не логику, как отвлеченную разумность природы и истории». Называя идеализм «схоластикой протестантского мира», Герцен показывал близость, родство идеализма и религии, которые держат человека в духовном рабстве.
     Крупным вкладом Герцена в развитие философской мысли явилась оригинальная разработка им диалектического метода. По его убеждению, истина может быть достигнута только при ясном понимании того, что все. сущее находится в «вечном движении» при рассмотрении явлений в их живой органической целостности, в их развитии. Герцен разгадал революционный смысл диалектического метода и назвал диалектику «алгеброй революции». Он развивал и защищал мысль о том, что история принадлежит «партии движения» и, что борьба этой партии с отживающим, стоящим на ее пути - ее великое назначение. Диалектика служила Герцену теоретическим обоснованием революционной борьбы против самодержавно-крепостнического строя.
     В. И. Ленин высоко оценил философские воззрения Герцена «В крепостной России 40-х годов XIX века он сумел подняться на такую высоту, что встал в уровень с величайшими мыслителями своего времени». Герцен, по словам Ленина, «вплотную подошел к диалектическому материализму и остановился перед - историческим материализмом»
     Революционная борьба Герцена, его стремление связать науку и жизнь, его страстные поиски действенной революционной теории всегда будут дороги советскому народу и всему прогрессивному человечеству.

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее