№01 январь 2026

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

О ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА

И. Д. АНДРЕЕВ, кандидат философских наук

     КОРЕННАЯ противоположность материалистического и идеалистического мировоззрений состоит, как известно, в том, что они дают прямо противоположные ответы на основной вопрос философии - об отношении мышления к бытию, сознания к материи. Идеалисты вопреки фактам утверждают, что сознание первично, а материя. природа, бытие представляют собой якобы нечто производное от сознания. Материалисты же в полном согласии со всеми данными науки и практики доказывают, что первична материя и, что сознание порождается ею лишь на определенной. достаточно высокой ступени развития.

     Но основной вопрос философии имеет и вторую сторону в состоянии ли мы познать окружающий нас мир, можем ли мы в наших представлениях, понятиях о предметах, явлениях природы и общества верно отражать действительность?

     Идеалисты никогда не давали научно обоснованного решения этой проблемы. Они, как правило, выражали и выражают идеологию реакционных, отмирающих классов, не заинтересованных в объективном, изучении реальной действительности в целях ее революционного преобразования. Поэтому идеалисты всех разновидностей в той или иной форме, открыто или замаскированно отрицают возможность достоверного познания человеком окружающего нас мира. И не случайно современная идеалистическая философия, выполняя социальный заказ империалистической буржуазии стремится всяческими способами ограничить принизить человеческое познание.

     В идеалистическом ответе на вопрос о познаваемости мира, как и на другие философские вопросы, ярко проявляется тесная связь, существующая между философским идеализмом и религией. Идеализм - верный союзник и помощник религии. Он так или иначе приводит к идее бога. И если проповедники религиозного мировоззрения бездоказательно утверждают, что человеку не дано познать сотворенный и управляемый богом мир, ибо «пути божии неисповедимы», то идеалисты стараются теоретически «обосновать» эти утверждения и тем самым поддержать религию. защитить ее.

     Единственно правильный ответ на поставленный выше вопрос дает марксистский философский материализм. который учит, что мир и его закономерности вполне познаваемы, что наши знания о законах природы и общества, проверенные опытом, практикой, являются достоверными знаниями, и, что нет в мире непознаваемых вещей, а есть только вещи еще не познанные, которые будут раскрыты и познаны силами науки, и практики.

     Вся история развития научной мысли неопровержимо доказывает истинность этого важнейшего положения диалектического материализма. Каждое новое открытие в науке еще и еще раз свидетельствует о том, что нет такого явления в окружающем нас мире, которое люди были бы неспособны понять.

     Следует подчеркнуть, что классики марксизма-ленинизма не только всесторонне обосновали возможность познания действительности и ее закономерностей. Они вооружили человечество созданным и разработанным ими диалектическим методом познания и преобразования мира в интересах трудящихся. Они теоретически исследовали процесс познания, раскрыли его сущность и определили основные его особенности и этапы. Все это означало подлинно революционный переворот в теории познания.

     * * *

     ПРОЦЕСС познания человеком объективной действительности включает в себя две основные ступени эмпирическую, то есть опытную и рациональную, то есть умственную. В истории философии эти ступени часто рассматривались односторонне, метафизически, отрывались и даже противопоставлялись друг другу. Марксистская философия отрицает такой односторонний подход, считая, что рациональный и эмпирический моменты диалектически связаны, дополняют и пронизывают друг друга в сложном процессе познания, протекающем на основе общественно-исторической практики людей. В. И. Ленин по этому поводу писал «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности»

     Живое созерцание, то есть непосредственное взаимодействие человека с изучаемыми предметами и явлениями, составляет первую необходимую ступень познания. Всякий познавательный процесс начинается с ощущений и восприятий, с сопоставления, различения, сравнения и обработки того материала, который дают нам органы чувств. Поэтому именно чувственное познание служит прямым или косвенным источником всех наших знаний.

     Что касается самих ощущений и восприятий, то они представляют собой результат воздействия объективной реальности, вне и независимо от нас существующих вещей на наши органы чувств. Следовательно, они не могли бы возникать, если бы не было внешнего материального мира. В то же время ощущения и восприятия^ получаемые человеком в ходе трудовой, научной и иной деятельности, в основном верно (адекватно) отражают различные свойства и качества предметов, являются объективными по своему содержанию.

     В самом деле. Когда мы сталкиваемся с, каким-нибудь предметом, то при помощи органов чувств мы в основном правильно воспринимаем его форму, цвет, запах, вкус, твердость, и т. д. Если бы это было не так, то человек оказался бы совсем беспомощным существом, ибо он просто не смог бы; ориентироваться в окружающем его мире. Конечно, из этого не следует, что ощущения объективно

     2 существующих качеств и свойств не зависят от самого ощущающего субъекта. Известно, что изменение в силу тех или иных причин состояния организма, органов чувств и нервной системы влияет, и на процесс ощущения. Но это влияние в общем и целом является не существенным, не определяющим, не приводящим к искажению действительности в сознании человека (за исключением, разумеется, случаев некоторых нервных и психических заболеваний). «Опущение - говорил В. И. Ленин - есть субъективный образ объективного мира.» Оно дает нам приблизительно верные снимки, копии, отображения реальных предметов и явлений.

     Природная ограниченность органов чувств человека также не означает наличия, какого-то предела его познавательных способностей. То, что недоступно для чувственного познания сегодня, делается доступным завтра благодаря развитию общественного производства и особенно науки, и техники. Пока существовали лишь обычные (световые) микроскопы, люди не могли увидеть белковую молекулу или вирус. Изобретение электронного микроскопа позволило увидеть и то, и другое. С помощью новейших приборов ученые могут теперь наблюдать процессы, совершающиеся в одну миллионную и даже меньшую долю секунды, фотографировать отдаленные области Вселенной, скрытые от нас мощными облаками темной межзвездной материи, и т. д.

     Однако процесс познания не может ограничиться только чувственной ступенью. Посредством ощущений отражаются главным образом единичные вещи, выясняется то, что лежит на поверхности явлений. Но человек не довольствуется познанием одних внешних сторон, а стремится проникнуть в сущность реального мира, изучить глубинные процессы, протекающие в природе, обществе и самом человеческом мышлении, обнаружить закономерности развития воспринимаемых нами явлений и предметов. Здесь приходит на помощь более высокая ступень отражения действительности - теоретическое, научно-абстрактное мышление.

     Силой одних только ощущений человек был бы не в состоянии измерять расстояния между небесными телами, «взвешивать» планеты, звезды, Солнце, определять их химический состав, температуру, непосредственно видеть или слышать магнитное поле электрического тока и т. п. Точно так же нельзя, каким-либо образом «почувствовать» закон сохранения энергии, закон взаимосвязи массы и энергии, закон стадийного развития растений и т. д. И только абстрактное мышление позволяет нам узнавать то, что мы непосредственно не видим, не ощущаем.

     Абстрактное мышление основывается на чувственных данных. В своей общественно-производственной деятельности человек получает определенные ощущения и восприятия, постепенно обнаруживает различные свойства и качества тех или иных предметов, отделяет главное от неглавного, основное от второстепенного, выявляет закономерные связи между разными предметами, явлениями, и т. д. В процессе создания научных понятий происходит мысленное отвлечение от чувственно воспринимаемых свойств отдельных предметов, от многих конкретных деталей, свойственных отдельным вещам и в то же время осуществляется обобщение опыта, фактов, выделение главного, определяющего существо этой вещи. Все это и составляет основное содержание мышления, результатом которого являются абстрактные понятия (в том числе и научные абстракции), а также суждения и умозаключения, гораздо полнее и глубже отражающие внешний мир, чем ощущения и восприятия.

     Благодаря научно-абстрактному мышлению человек мысленно выходит за пределы того, что он может непосредственно воспринять органами чувств, предвидит направление развития тех или иных процессов, предсказывает существование еще не данных в живом созерцании, во имеющихся в действительности вещей и явлений. Так, например, электромагнитная природа света первоначально была предсказана теоретически и только позднее установлена экспериментально, опытным путем. Тот факт, что в солнечной системе есть планеты Нептун и Плутон, ученые знали еще до того, как эти планеты удалось увидеть в телескоп.

     Возникает вопрос; если наши понятия представляют собой отражение наиболее существенных свойств и сторон мира, его связей и закономерностей, непосредственно не воспринимаемых органами чувств, то, какие есть основания утверждать, что это отражение является верным, точным, соответствующим действительности? Исчерпывающий ответ на этот вопрос впервые дала марксистская философия.

     Возникновение ощущений и восприятий, как и образование понятий, неразрывно связано с практикой, с опытом. Развивающаяся общественная практика дает нам возможность познать мир глубже, вернее, полнее. Поэтому диалектический материализм и исходит из того, что практика представляет собой основу всего процесса познания.

     Но, что такое практика? Это прежде всего производственная деятельность людей, в ходе которой человек использует свойства вещей и силы природы в своих целях и интересах, для создания жизненно необходимых материальных благ. Это научно-экспериментальная, общественно-революционная, социально-бытовая, культурно-воспитательная деятельность людей. Поэтому практика может выступать в виде естественно-научного эксперимента, астрономического или, какого-либо иного наблюдения, научных и технических открытий, в виде классовой борьбы, революций, войн, создания нового строя, и т. п. То, что человеку в его многообразной деятельности приходится сталкиваться с самыми различными явлениями природы и общества, и изучать их, чтобы овладевать ими и позволяет общественно-исторической практике стать основой всех естественных и общественных наук.

     Диалектический материализм учит, далее, что практика — это не только основа познания, но и решающий критерий, мерило для определения истинности, достоверности наших знаний. Если те или иные научные положения, выводы, гипотезы, теории подтверждаются на практике, в жизни, значит, они верны. Если этого нет, значит, данная теория нуждается в уточнении, совершенствовании или даже должна быть заменена другой теорией, как ошибочная.

     В физике долгое время господствовал взгляд, согласно которому вещество состоит из неизменных, неразложимых, непроницаемых атомов. Открытие в конце прошлого века явления радиоактивности показало, что этот взгляд ошибочен, ибо атомы радиоактивных элементов распадаются и превращаются в атомы других элементов. Опираясь на этот и ряд других фактов, ученые создали новую теорию атомного строения вещества, по которой атомы представляют собой сложные образования, состоящие из различных «элементарных» частиц и испытывающие многообразные изменения, и превращения.

     Другой пример; Физиками были высказаны некоторые; предположения © возможных ядерных реакциях с ураном и другими химическими элементами, и об использовании этих реакций. Вопрос о том, правильны эти предположения или нет, решится на практике. Создание атомных реакторов, где совершаются именно те процессы, которые и ожидались теоретически, подтвердило истинность умозаключений ученых.

     Подобным же образом обстоит дело во всех отраслях научного знания. Подлинная наука для проверки правильности своих теорий неизменно обращается к практике, к опыту, к процессу общественного производства.

     Введение классиками марксизма-ленинизма критерия практики в основу теории познания нанесло смертельный удар по агностицизму, наиболее откровенно проповедующему идеалистическое положение о принципиальной непознаваемости мира.

     Все агностики упорно твердят, что наши знания якобы не выходят и не могут выйти за пределы наших ощущений, что, испытывая ощущения, мы еще будто бы ничего не можем сказать о предметах й явлениях, их порождающих, что человеческое восприятие только субъективно и не отражает объективной действительности. Тем самым защитники агностицизма пытаются подорвать самые основы науки, возродить религию, отвлечь трудящихся от борьбы за революционное изменение мира. Ибо, если мир непознаваем, значит, непознаваемы й явления общественной жизни, а не зная ее закономерностей, человек не в состоянии преобразовать существующий общественный строй и должен мириться с капиталистической эксплуатацией, ожидая помощи лишь от неведомых божественных сил.

     «Обосновывая» свои рассуждения, агностики всегда особенно упирали на то, что в распоряжении человека нет якобы убедительного критерия истинности наших знаний. Домарксовский материализм, правильно критикуя агностицизм, не смог, однако, указать такого критерия, так, как это был созерцательный, метафизический материализм, отрывавший процесс познания от общественно-исторической практики людей. И только диалектический материализм дал подлинно научное решение вопроса, раскрыв значение общественно-производственной практики для определения правильности наших знаний о природе и обществе.

     Вся практика человечества неизменно свидетельствует о том, что наши знания о мире являются в основном соответствующими действительности, что содержание этих знаний объективно, то есть независимо от людей, их субъективных особенностей. Само господство человека над природой есть, как подчеркивал В. И. Ленин, «результат объективно-верного отражения в голове человека явлений и процессов природы, есть доказательство того, что это отражение (в пределах того, что показывает нам практика) есть объективная, абсолютная, вечная истина»

     Это, конечно, не значит, что критерий практики дает нам всю абсолютную истину, то есть до конца исчерпывающее и полное познание всего мира. Диалектический материализм учит, что овладение абсолютной истиной есть бесконечный процесс, ибо бесконечен сам мир, и, что, изучая предметы, явления, закономерности объективной действительности, человек не может постичь абсолютную истину сразу, целиком, безусловно, окончательно, а раскрывает ее постепенна, приблизительно, относительно верно. Поэтому объективная истина, представляя собой в основном правильное отражение явлений материального мира в сознании людей, отнюдь не является законченной, неизменной, застывшей истиной. Знания людей состоят главным образом из относительных истин, то есть таких положений, теорий, понятий, которые, будучи в общем и целом верными, непрерывно уточняются, конкретизируются и углубляются в процессе развития науки и общественной практики. В то же время в этих относительных истинах всегда содержатся в большей или меньшей степени крупицы, зерна, частицы абсолютной истины, ибо совершенствование наших знаний о мире приводит ко все более и более точному отражению объективной действительности. При этом моменты относительности в научных теориях, выводах, положениях, и т. п. непрерывно уменьшаются, никогда, однако, не исчезая полностью, а зерна абсолютной истины в них непрерывно увеличиваются.

     Правильность марксистско-ленинского учения об объективной, абсолютной и относительной истине подтверждается всей историей науки и человеческой практики. Когда ученые установили, например, что атом состоит из ядра и электронной оболочки, возник вопрос, и о строении самого ядра. Первоначально было предположено, что ядро включает в себя протоны и электроны. Затем, в результате новых экспериментальных данных и открытия нейтрона, возникла протонно-нейтронная модель ядра, которая уже более точно отражает его структуру. Согласно современным взглядам, электроны не содержатся в ядре, но могут образовываться и испускаться при некоторых внутриядерных превращениях. Физики все более глубоко проникают в существо этих превращений, в природу действия Ядерных сил и тем самым добиваются еще более правильного отражения объективно совершающихся в микромире процессов. И так во всех областях своей деятельности люди идут от незнания к знанию, от неполных знаний к более полным знаниям.

     * * *

     ПОЛОЖЕНИЯ диалектического материализма о познаваемости мира, о путях и способах познания, о соотношении абсолютной и относительной истины имеют огромное практическое значение. Они служат теоретической основой для развития научно-технической мысли, достижения которой используются людьми для осуществления своих практических целей, для овладения стихийными силами природы, для революционного преобразования природы и общества. Марксистская теория познания составляет одну из теоретических основ деятельности Коммунистической партии, опирающейся в своей работе на знание законов общественного развития и успешно использующей их в интересах торжества коммунизма. Вот почему знание основных выводов диалектического материализма по вопросу о познаваемости мира важно для каждого советского человека.

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее